ГАЗуем! О легендарном заводе советского автопрома

В грядущее воскресенье любители рёва мотора, вождения и дороги отмечают День автомобилиста. Это хороший повод вспомнить историю одной отечественной марки машин, сыгравшей большую роль в развитии страны. Наш корреспондент побывала в Музее истории Горьковского автомобильного завода, где «от А до Я» представлена уникальная коллекция подлинных автомобилей ГАЗ.  Дорогие читатели, мысленно садимся за руль машины времени и пристёгиваем ремни. Приятного путешествия в прошлое!

Напомню, что своими впечатлениями о достопримечательностях Нижнего Новгорода я недавно делилась в номере от 28 сентября (стр.10-11). Однако особого внимания заслуживает Музей первого в нашей стране автозавода. Благодаря ему в СССР случился переход на автомобильный транспорт. Сельское хозяйство стало оснащаться грузовиками этой марки, ездили такси, армия обеспечивалась военными автомобилями, танками и бронетранспортёрами. «Надёжность, польза и неприхотливость!» – вот их лозунг.

Как это было

Автомобили ГАЗ в числе первых покорили пустыню Каракумы, были основными машинами на «Дороге жизни» блокадного Ленинграда, которая в зимнее время связывала город с большой землёй и давала перевозить продукты и другие жизненно важные вещи его жителям. Машины легендарного завода первыми прошли испытания в российском полюсе холода в Оймяконе, успешно обслуживали советскую полярную экспедицию в Антарктиде, на Южном полюсе Земли, участвовали в строительстве Байконура и первыми преодолели непроходимые болота Забайкалья и Читинской области.

Автомобильный завод вырос буквально на месте пустыря. Первый камень его фундамента был заложен 2 мая 1930 года. А уже 31 мая было заключено соглашение с американской фирмой Ford Motor Company об оказании технической помощи в строительстве завода и налаживании производства легковых и грузовых автомобилей.

Автопредприятие строилось ударными темпами силами советских и американских специалистов. Рабочие с окраин города, приехавшие из деревень крестьяне и местное население трудились, не зная усталости.

Прикоснуться к истории

Музей оснащён современной техникой, поэтому с помощью различного интерактива можно узнать интересные и ключевые исторические факты. Первой мне бросилась в глаза обыкновенная тележка. Она негласно выступает символом строительства завода, а всё потому, что была основным инструментом в руках работников. Взявшись за ручки этой тележки, ощущаешь себя тем самым рабочим… Ведь экспонат выполняет интерактивную функцию: в буквальном смысле благодаря соприкосновению с ним можно включить документальные кадры, которые транслируются на стене.

Так я узнала, что простые люди, наполненные энтузиазмом, всего за 18 месяцев возвели 52 здания цехов, уложили 230 тыс. кубометров бетона, проложили 38 км внутризаводских и подъездных железнодорожных путей, построили 22 км шоссейных дорог, смонтировали более 6 тыс. станков и агрегатов, 8 тыс. электромоторов.

Горьковский автомобильный завод был официально открыт 1 января 1932 года. Тогда сошла с конвейера первая «полуторка» НАЗ-АА, явившаяся родоначальником всех грузовиков марки ГАЗ.

Всё для Победы!

Главные герои музея – конечно же, машины. Так, украшает коллекцию классический элегантный ГАЗ-М1. Это первый легковой автомобиль самостоятельной разработки. Он открыл список лучших для того времени образцов отечественной автомобильной техники: ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-12 «ЗИМ», ГАЗ-67 и других.

К 40-м годам Горьковский автомобильный завод стал ведущим в стране. Не без гордости я рассматривала образцы техники в военный период. На тот момент всё там было ориентировано на оборонную продукцию. Тогда впервые разработали и внедрили в массовое производство технологию изготовления штампо-сварочного варианта снаряда «Катюша». Выпускали миномёты, бронеавтомобили БА-64, аэросани ГАЗ-98, лёгкие танки Т-70.

Завод наградили орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

Факты в числах

За годы Великой Отечественной войны выпустили 176 221 автомобиль, 10 тыс. танков, 24 тыс. миномётов, 232 тыс. автомобильных моторов, 30 тыс. снарядов для «Катюш».

Культовые автомобили

Словно яркий луч в конце тоннеля, после зала военного периода стоит ГАЗ-М-20 «Победа», выпускавшийся с 1946 года. Рядом с ним красуется ГАЗ-12 «ЗИМ» класса люкс, серия которого стала выходить двумя годами позднее. Заглянув через стекло внутрь, я любовалась шикарным кожаным салоном и представляла, как на этих сиденьях ездили руководители, послы и члены торговых представительств за рубежом.

В музейном зале я увидела «кинозвезду», рождённую в 1956 году, – ГАЗ-М21 «Волга». Автомобиль на века запечатлели на советской киноплёнке. Так, в фильме «Берегись автомобиля» 1966 года ГАЗ-21 выполняет захватывающие трюки и играет одну из главных ролей. В кинокартине «Три тополя на Плющихе» 1967 года таксистская «Волга» выступает главной и чуть ли не единственной декорацией. Ну а кто не помнит комедию «Бриллиантовая рука» 1968 года? «Уехал в Дубровку минут 20 назад на такси – бежевая «Волга» 28-70 ОГО».

В этой машине конструкторы воплотили всё, что не успели в «Победе». Например, первую отечественную автоматическую коробку передач. Такого в СССР ещё не видели. Машина стала одной из самых массовых среди тех, что выпускал советский автопром.

«Птица» высокого полёта

При виде следующего авто-джентльмена, отличающегося от всех предыдущих и последующих серий ГАЗ своим неповторимым роскошным стилем, мне захотелось, надев дорогое платье, поехать на нём в ресторан. Так и делал представительский класс в стране, садясь в ГАЗ-13 «Чайка» 1959 года. К слову, рассчитана она была на семь мест. И, безусловно, помимо технических новшеств, таких, как АКП, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, «Чайка» покорила своим современным уникальным дизайном.

Отмечу, что глаз посетителей приковывает и «Чайка»-кабриолет – одна из разновидностей ГАЗ-13, которая ассоциируется с особыми торжествами.

В наши дни

Сегодня Горьковский автомобильный завод продолжает функционировать, выпуская, в числе прочего, специальные и грузовые транспортные средства.

Елена ВИШНЯКОВА.

Фото автора.