Песнь зырянского «налима»: ко дню рождения знаменитого творца балалаек

Уроженец Выльгорта, выдающийся музыкальный мастер еще при жизни заслужил имя балалаечного Страдивари. Всего Налимов изготовил более трехсот балалаек, домр и гуслей. Музыканты прозвали его балалайки «налимами». И каждый из этих «налимов» имеет свою неповторимую песню.

В дореволюционной и советской литературе о Семёне Налимове писали как о «вологодском мастере», и никто даже не задумывался о его зырянском происхождении. А ведь в Коми, в Сыктывдине живут дальние родственники мастера, которые помнят о семейных связях с ним.

Но в 1961 году было найдено письмо Налимова, в котором он сообщал о месте своего появления на свет. Родился Семён 1 февраля 1857 года в крестьянской семье Сретенского общества Выльгортской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. У его родителей Ивана и Анны Налимовых было пять детей: Алексей, Семён, Евдокия, Анна и Мария. Отец – государственный крестьянин – занимался кузнечным ремеслом. Также семья имела доходы от «извоза на станциях».

Не имеют равных

Подростком Семён попал в учение к столяру, показал себя способным учеником и за несколько лет стал мастером-краснодеревщиком. Первые свои деньги получил в июле 1877 года за плотницкую работу в Ульяновском монастыре. Через год после этого он был призван на военную службу и зачислен в Усть-Сысольскую местную команду. Служил также в Вологде. В марте 1884 года Семён Налимов был уволен в запас в должности старшего унтер-офицера. Через пару лет в поисках заработка он уехал из родного края в Тверскую губернию. Нанялся столяром на постройку дома в имении Услада, выполнял различные заказы по изготовлению мебели и через несколько лет стал известен как первоклассный столяр-краснодеревщик.
Так и мастерил бы Налимов шкафы, стулья и прочую мебель, но в 1890 году судьба свела его с «отцом русской балалайки» Василием Андреевым. Поначалу тот заказал мебель из мореного дуба, а затем предложил мастеру заняться выделкой балалаек.
«Инструменты его работы – балалайки, домры – по красоте тона, художественной законченности работы не имеют себе, по крайней мере, до сего времени, равных, – писал Андреев. – Никто из известных мне мастеров не превзошел его работ, да, вероятно, долго и не превзойдет».

Мастерская

До Василия Андреева никто не обращал серьезного внимания на балалайки. Да и были они тогда значительно примитивнее – с длинной декой и двумя струнами. Только в 1886 году балалайка появилась на сцене, и первое выступление дал сам Андреев.

В 1889 году андреевские балалаечники произвели фурор на Всемирной выставке в Париже. Андреев в своей деревне Марьино устроил «Экспериментальные мастерские по выделке образцовых музыкальных инструментов». Мастер-самоучка Налимов стал во главе экспериментальной мастерской в Марьино. Он построил себе небольшую мастерскую, в которой проработал до конца своей жизни. Мастерская состояла из трех помещений. В небольшой конторке стоял письменный стол с чертежами и эталонами. Далее шла собственно мастерская. В этой комнате размещались три верстака разных размеров, каждый из которых использовался в зависимости от величины заготовок. Один из верстаков, для особенно ценных заготовок, был сделан из мореного дуба. Третья комната была предназначена для окончательной просушки полуфабрикатов и собранных инструментов. В ней также стояла печка для варки клея и лака. Мастерская была снабжена лучшим по тем временам, очень точным и совершенным немецким столярным инструментом. Механических станков в мастерской Налимова не было. Неизвестно, умел ли мастер до встречи с Андреевым играть на балалайках.

Секреты производства

Для производства хороших музыкальных инструментов нужен добротный выдержанный материал и, главным образом, ель и клен. Кузов балалайки делался из клена, верхняя доска или дека – из ели, а ручка или гриф – из грушевого дерева. При организации лаборатории-мастерской не оказалось клена. А двери, косяки в доме Андреева были устроены из первосортного дерева этой породы. Андреев приказал снять их и отнести в мастерскую, чтобы использовать для изготовления инструментов. Дом некоторое время стоял без окон и дверей.

Впоследствии сборка инструментов производилась из высококачественного высушенного дерева. Клей употреблялся рыбный – осетровый. Лак Налимов делал сам. Для кузова и дек состав лака был различный. Изменялся он также в зависимости от породы и состояния дерева, из которого делался инструмент.
Из своей работы Семён Налимов не делал секрета. Под его руководством и вместе с ним в разное время работало много учеников. Образцы предоставлялись всем мастерам бесплатно. А в 1916 году были опубликованы основные типоразмеры балалаек и домр, выработанные Налимовым.

Золотые медали – в золотые руки

В 1898 году к десятилетию андреевского оркестра Налимов изготовил комплект из 16 инструментов. В 1902-м лично для Василия Андреева он сделал две балалайки, и обе считаются эталонными. Всего мастером изготовлено около 300 инструментов, из них около 70 – для оркестра Андреева. Домры и балалайки, которые Налимов делал из своего материала, он мог продавать. На инструментах ставились этикетки: «Работа С.И. Налимова под руководством В.В. Андреева, сельцо Марьино-Андреевское». Цена налимовской балалайки была от 50 до 75 рублей, а самые удачные инструменты покупали и за 300 рублей. Другие балалаечные мастера продавали инструменты за 15-20 рублей. Летом 1900 года мастер был награжден в Париже бронзовой медалью. Его инструменты выставлялись и на первой Всероссийской выставке музыкальных инструментов «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге в 1906-1907 годах, где они были удостоены Большой золотой медали.
В 1911 году по представлению Андреева за создание высококачественных инструментов Налимов был удостоен звания потомственного почетного гражданина. В 1915 году за производство высококачественных инструментов ему была вручена золотая медаль для ношения на шее на Александровской ленте с надписью «За усердие».

«На дрова»

Семён Иванович умер 22 августа 1916 года в Петрограде. Андреев проявлял заботу о Налимове и в конце его жизни, когда, уже умирающего, перевез в Петроград, в больницу на лечение.
Во всех публикациях о мастере написано, что он похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища и могила его не сохранилась. Однако в официальных архивных документах указано совсем другое место погребения – Большеохтинское кладбище. Этот факт подтвердили в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. Волонтеры попытались найти на кладбище могилу Налимова, но это, увы, не удалось.
Сам Андреев ненадолго пережил своего друга и единомышленника. Осенью 1918 года он предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Во время поездки он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался.
Мастерская Налимова в Марьино существовала до 1931 года. Затем «вследствие ветхости была разобрана на дрова». Бывший домик Налимова был использован в местном колхозе под кузницу.

На постоянной выставке

После смерти мастера его инструменты находились в оркестре Андреева, а также у музыкантов. Во время блокады Ленинграда инструменты Налимова вместе с библиотекой и архивом Андреева были перевезены в Москву. А после войны часть их была возвращена в Ленинград и находится сейчас в оркестре русских народных инструментов имени Андреева при Ленинградском радио и телевидении, а также на постоянной выставке музыкальных инструментов Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Всего Семён Налимов сделал триста инструментов. 170 из них – балалайки, 115 – домры. Часть инструментов погибла от неправильного хранения и неграмотной реставрации, большинство подверглось переделкам. Четырнадцать сейчас находится в музее музыки Санкт-Петербурга в Шереметевском дворце, пять – в Российском национальном музее музыки в Москве, еще пять – в музее Андреева в Бежецке. Остальные – в частных руках: у музыкантов и коллекционеров. Инструменты налимовской работы – уже музейная редкость, и их также трудно достать, как скрипку работы Амати или Страдивариуса.


До сего времени еще никому из мастеров не удавалось сделать балалайки, похожие на налимовскую.

В 2005 году в Выльгорте был установлен памятник Семёну Ивановичу Налимову. Фигуру мастера поставили в сквере перед детской музыкальной школой, носящей его имя.

26 ноября 2020 года на телеканале «Юрган» прошла премьера фильма «Русский Страдивари». Автор – Елена Красильникова. Подробнее – в номере «Нашей жизни» от 3 декабря 2020 года, публикация «Раритет без фальши».

По информации фильма «Русский Страдивари» и архива редакции подготовила Светлана РУМЯНЦЕВА.