Правда или ложь? «Наша жизнь» развенчивает пять мифов о продавцах

Мы чуть ли не каждый день сталкиваемся и общаемся с ними. Они помогают выбрать продукты или новый телевизор. Советуют, какую взять книгу и подсказывают альтернативу. Или просто пробивают чек, когда мы после работы хватаем с полок всё, что понадобится для приготовления ужина. Продавцы. Какие они? Среди обывателей существуют мифы относительно представителей этой профессии. Попробуем выяснить, насколько эти мифы соответствуют действительности. А поможет нам в этом заведующая одним из выльгортских магазинов, опытный продавец, которую, наверняка, знает немало жителей райцентра. Однако представим её тем, кто с ней пока не знаком: это Любовь Леонидовна Хоружева. Пусть она сама развенчает домыслы о своей профессии.

  «Работа простая: «Сиди да чеки пробивай»

— Моя мама всю жизнь была заведующей магазином и очень не хотела, чтобы я пошла по её стопам – работа, мол, тяжёлая, – рассказывает Любовь Леонидовна. – Я отучилась на бухгалтера, но всё равно пошла в торговлю. И вот уже больше 40 лет в ней работаю. Вначале трудилась в городских «Спорттоварах», а когда моя семья переехала в Выльгорт, устроилась в местный продуктовый магазин.

Шли девяностые годы. Помню, в мой первый рабочий день к нам в торговую точку завезли десять фляг молока, три фляги сметаны, четыре-пять лотков хлеба. Молоко и сметану покупателям мы разливали по бидонам и банкам. Масло же, оно было в огромном брикете, разрезали специальной струной и упаковывали в пергамент. Устала так, что к концу дня руки, казалось, отваливались. Мои коллеги даже отпустили меня передохнуть.

Покупатели разбирали тогда все «влёт», особенно когда привозили дефицитные тушёнку и сгущёнку. Торговля кипела. Поначалу пользовалась счётами при обслуживании покупателей, потом – калькулятором и, наконец, – современной оргтехникой. Со временем появилось много конкурентов, и торговые обороты стали скромнее. Однако работы и сейчас хватает. Принимаем товар, проверяем, выкладываем его на полки, оформляем ценники, общаемся с покупателями. А ещё смотрим остатки и подаём заявки на поставку товара. Не успеешь оглянуться, как день пролетел!

 «В торговых точках обвешивают и обсчитывают»

— Иногда бывает очень обидно, когда покупатели говорят: «Знаем мы вас, лишь бы обмануть!». Пытаемся объяснить им по-простому, что мы совсем не заинтересованы в обмане. Да и как можем сделать, ведь мы в райцентре почти все друг друга знаем! А если вдруг после продажи останется лишний товар, у руководства появятся вопросы: откуда он взялся? Наоборот, это нас пытаются обмануть. К примеру, в девяностые годы был такой случай. Тогда у нас была система самообслуживания. Пришла в магазин женщина, набрала буханок десять хлеба, в «челночную» сумку их упаковала, поставила её на пол и ногой протолкнула в сторону выхода. Мы это заметили, но милицию вызывать не стали. Отпустили покупательницу с обещанием больше так не поступать. В настоящее время тоже бывает, как кто-нибудь что-либо с прилавка прихватит. А случается, что, напротив, у нас свои вещи оставляют: ключи, документы, кошельки. Мы всё возвращаем забывчивым хозяевам. Иногда даже люди просят передать какие-то документы или банковские карты другим односельчанам. Настолько нам доверяют.

Прим. ред. Корреспондент «Нашей жизни» однажды в суете оставила на прилавке этого магазина смартфон. Так, одна из продавцов прибежала с ним прямо на автобусную остановку, догадавшись, куда так быстро «исчез» покупатель.

 «За прилавком – хамоватые и равнодушные»

— Конечно, ситуации бывают разные. Подходит, например, несовершеннолетний и просит продать ему спиртное. Мы, естественно, отказываем ему, а тот от злости ругается матом. Коллеги и я стараемся «не накручивать ситуацию», а решать проблемы мирно. Лучше отойти от скандалиста, чем провоцировать его. Я по натуре спокойная, да и девочки наши – тоже. Наше руководство периодически беседует с нами на эту тему, всякий раз напоминая, что общаться с покупателем надо вежливо.

А действительно ли мы такие вежливые, вы можете судить об этом по наличию у нас постоянных покупателей. Когда вокруг стали открываться сетевые магазины, люди поначалу уходили от нас, но потом возвращались. «У вас — товар свежее, а что-то даже дешевле, и общаться с вами приятно», – так они объясняли своё решение. Мы же стараемся заказывать продукцию небольшими партиями, чтобы на прилавках она всегда была свежая. Приобретаем и товары по акции, выгодные покупателям. Если видим, что покупатель грустный, стараемся «задобрить» его как-то, помочь.

Одна покупательница периодически приходит, пожилая женщина, почти ничего не видит. Девочки-коллеги всегда такси ей вызывают, помогают в машину сесть вместе с покупками.

 «В магазинах продают «просрочку»

— У нас строго следят, чтобы такого не было. Большая часть товара продаётся по кьюар-кодам (маркировка). Если я в Выльгорте продам просрочку, об этом узнают соответствующие органы и нас накажут. Просроченный товар мы возвращаем поставщику, а он уже утилизирует его.

Если покупатель возвращает товар, все оформляется документально. Законы сейчас — строгие, огромные штрафы за провинности, за что-то даже предусмотрена уголовная ответственность. Станут ли продавцы так рисковать ради сомнительной выгоды?

 

 «Продавцы получают «бешеные» деньги»  

— Зарплаты у нас совершенно обычные. Средние, можно сказать. Никто ведь особо не рвётся работать продавцами. Что касается магазина, у нас царит тёплая атмосфера. Люди к нам тянутся. Коллектив у нас проверенный, текучки практически нет. Дружим мы и вне рабочего времени, например, за грибами вместе ездим.

Напоследок, хочу поздравить своих коллег, а молодёжи пожелаю: не бойтесь идти в торговлю. И не забывайте о своих покупателях! Когда им хорошо, и нам, продавцам, – хорошо тоже!

Диана СКАЛАЦКАЯ.

Фото автора и kprf-kchr.ru.

На снимке: Постоянный покупатель Василий Ильчуков: «Здесь домашняя обстановка, люди – открытые, приятно общаться с ними!».