В честь 90-летия газеты «Наша жизнь» делится воспоминаниями о сотрудниках редакции

«Наша жизнь», издание с богатейшей историей, ворохом традиций, собственным авторским взглядом и стилем, в этом году отмечает юбилей. Пожалуй, в Сыктывдине немного наберётся предприятий и организаций старше, чем редакция. Менялись эпохи, а газета – вот она, жива! И уже 90 лет является рупором, летописцем и «книгой памяти» района, запечатлевая в «золотое руно» витиеватые судьбы земляков, связь поколений, события прошлого, ставшие фундаментом для настоящего и будущего.

Грамотный и принципиальный

Но «Наша жизнь» – это прежде всего люди, которые стояли в эпицентре информационного потока в разное время, увековечивая историю и становясь ей. И сегодня мы делимся воспоминаниями тех, кто был, есть и будет частью «Нашей жизни».

Автор книги «Наш верный друг – острое перо» Александр Сугоров вспоминал, что большой фигурой для него как   специалиста в газете «За коммунизм» был ответственный секретарь Викентий Фёдорович Грудинин.

– Все звали его Кешей. Он был добр, отзывчив, ни с кем не конфликтовал. Въедливо вычитывал каждый материал, оказавшийся на его столе. Бывало, и часто, и не только у меня, молодого, но и «зубров» журналистики Анатолия Линкова и Михаила Шурганова. В итоге даже маленькие информации приходилось переписывать.

Помнится, какое-то время в редакции работал некто Оганезов. Кеша сильно правил его материалы, чем тот был не доволен и всякий раз спорил, доказывая свою правоту. Как-то осторожный и дипломатичный замредактора Василий Лыткин, взяв исправленный текст, беглым взглядом пробежался по странице и тихо произнёс:

– Кое-что, конечно, можно было и не править, но от того, что ответственный секретарь чуток изменил, статья стала только лучше.

– Против перхоти, – добавил Михаил Шурганов, – есть лишь одно средство – гильотина. – И громко засмеялся.

Оганезов вышел из кабинета и больше не спорил. Он в редакции проработал недолго: не проявил себя.

Подобных журналистов-летунов в те годы было предостаточно. Разные среди них приходили. Одни писали хорошо, иные – так себе. Такими были некто Корчагин, Дуркин, Пыхонин и другие. Вспоминая их, я всегда говорю:

– Пиджак Корчагина висит в айкинской газете «Вперёд», рубашка – в Княжпогосте, ремень – в Визинге, тапочки лежат в Объячево. Он действительно во всех этих редакциях успел немного поработать.

Мастер на все руки

Райком КПСС присылал в редакцию в качестве заведующих отделом писем своих «выходцев из тиража». В трудовых книжках партийных функционеров из Выльгорта Ивана Карманова, Павла Разманова есть записи, что они работали журналистами. Были и другие «личности», но в нашей среде долго не задерживались, понимая, что чужие. «Прокантовавшись» месяцев пять-шесть, шли искать другую, более выгодную работу. А Кеша вынужден был читать их полуграмотные заметки, править, а порой и переписывать. И хватало же терпения.

Кеша окончил филфак пединститута. Поработав немного в Вотчинской школе Сысольского района, был принят в штат редакции «Молодёжи Севера», а оттуда перешёл в Сыктывдинскую «районку». Наш коллега много читал, хорошо знал русскую литературу, даже сочинял стихи, глубокие по смыслу, лиричные. Имея красивый голос, он часто исполнял фрагменты из арий русских и зарубежных композиторов. На уровне перворазрядника играл в шахматы. Не курил.

В 1980 году Викентия позвали в секретариат газеты «Красное знамя». Но проработал он там всего пару лет. Какое-то время ещё трудился в многотиражке ЛПК «Огни Вычегды», а затем – в охране.

Ушёл из жизни Викентий Фёдорович Грудинин 22 июля 2012 года. Ушёл тихо. Даже в газетах об этом сообщено не было.

По материалам книги Александра Сугорова подготовила Виорика ГОЛОВИНА.

Продолжение следует.