Как сложилась судьба возлюбленной коми поэта Александры Поповой из Зеленца

В плену беспорядочно разросшихся деревьев и травы стоит в Зеленце Богоявленская церковь, заброшенная людьми, но не покинутая душами, чьи истории она бережно хранит. Одну из них нам хочется поведать.

Возле той самой церкви была похоронена Александра Попова, возлюбленная основоположника коми литературы Ивана Куратова. Их история, как и судьба самой девушки, сложилась трагично. Тем не менее, своими лирическими произведениями поэт обязан именно ей.

Отрывок из стихотворения «Торговаться ль, Сандра?», 1866 год.

Если же нагрянет –

Не замрём в испуге:

Радость жизни, Сандра,

Мы найдём друг в друге.

Хранительница судеб

Но обо всём по порядку. Начнём с истории появления сакрального места – Богоявленской церкви, энергетика которой до сих пор очаровывает, несмотря на то, что от её былого великолепия остались лишь руины. В 1692 году была «дана благословляющая грамота Преосвященным Архиепископом Александром Великоустюжским и Тотемским на постройку новой деревянной церкви в Зеленецком приходе», а спустя четыре года святыня была возведена. И просуществовала она до 30-х годов ХIХ века.

В 1825-м прихожане местной церкви ходатайствовали о строительстве в Зеленце каменного храма. Его спроектировал вологодский губернский архитектор Иван Фохт в стиле русского классицизма. Стройка была завершена в 1830 году.

Десятилетием позднее в этой церкви служил Иоанн Попов, доводившийся отцом возлюбленной первого коми поэта. Он был выходцем из Корткеросского района, проходил учёбу в Вологодской духовной семинарии.

Для того, чтобы стать священником, Иоанну необходимо было жениться. Тогда он наведался к протоиерею Алексею Казаринову в Усть-Сысольск, дочь которого Елена была на выданье. Молодые обвенчались в Троицком соборе.

В 1844 году Иоанна Попова рукоположили в священники Богоявленской церкви. И молодые супруги поселились в церковном доме в Зеленце. Глава семейства с энтузиазмом взялся за все обязанности. Помимо церковных служб, он интересовался историей села, собрал большой этнографический материал, написал статью о нравах и обычаях зырян на их языке. Свою работу он даже собирался отправить в Русское Географическое Общество. Однако Духовная Консистория, куда он обратился, дала заключение, что «статья по себе порядочная по описанию частных нравов и обычаев, но не имеет достоинства стать народно- и нравоописательной».

Иоанн Попов вёл предметы в Зеленецком сельском училище. Начальство возлагало на него преподавание катехизических поучений в Усть-Сысольском Троицком соборе. Неоднократно назначали его «к следствиям о противозаконных поступках духовенства Усть-Сысольского и Яренского уездов», поручали рассматривать несколько переводов с русского на зырянский.

В 1847 году в семье священника родилась дочь Александра. В дальнейшем появилось ещё двое детей – Елена, названная в честь матери, и Николай.

Родовое проклятие

К сожалению, семейному счастью Поповых не суждено было долго длиться. В 1856 году супруга Иоанна скончалась. К личному горю прибавились негодования со стороны других служителей Зеленецкой церкви. Приходским диаконом и старостой была подана жалоба о неисправности в службе священника. Несмотря на то, что ничего предосудительного по образу жизни и поведению Иоанна Попова замечено не было, дорога во священнослужители ему была заказана.

Краевед Анна Малыхина приводит в своих исследованиях официальную объяснительную записку Иоанна Попова, из которой мы узнаём о трагической ситуации, в которой он оказался:

«В 1856 году Промыслу Божию угодно было лишить меня моей жены и оставить на воспитание трёх малолетних детей. Положение жестокое, ибо открылось расстройство везде и во всём – переворот в жизни необыкновенный, ибо сердце моё получило такую глубокую рану, что оставила меня и сила моя.

Кто займётся моими детьми, кто им преподаст правильные уроки для быта и в обществе? Нашлось, впрочем, сердобольное лицо – это моя тётушка, вдовая и не имеющая никакого семейства. Она, хотя и тёмная, однако своею обязательностью была истая хозяйка в моём бедном доме и бескорыстная, и добрая, и здравомыслящая… С ней, по крайней мере, положение моё было несколько сноснее, но оно продлилось не более года, ибо по его прошествии умерла и она, опять удар!

Многочастые и многообразные дела, требующие моих дневных и ночных отлучек из дома, ставили меня в необходимость иметь особу, которая бы постоянно стояла на страже дома и следила за состоянием детей. Здесь сжалился надо мной тесть мой – усть-сысольский протоиерей Казаринов, он отпустил ко мне свою хозяйку, пожилую дочь… И это выгодное для меня положение продолжалось также не более года, ибо и она по истечении того времени отошла в другой мир, ещё вдобавок к скорбям!

Была мною взята ещё одна хозяйка – тоже свояченица, тоже  вдовая и имеющая своё бедствующее семейство… но распоряжения её по хозяйству в доме моём, так как её тяготило семейство, принудили расстаться с нею в непродолжительном времени, и скорбь время от времени росла на душе…»

Смерти одна за другой не давали покоя Иоанну Попову. Злой рок обрушился на семейство церковнослужителя. Своё несчастье он приглушал вином. Этим воспользовались недоброжелатели и написали на него навет.

Как ни старалась не сломиться его душа, в конце концов сердце не выдержало горя: Иоанн Попов скоропостижно скончался спустя четыре года после смерти жены.

Стать Музой для поэта

В том же году умер тесть священника протоиерей Алексей Казаринов, оставив своей дочери Екатерине в наследство дом с мезонином на Покровской улице (ныне Орджоникидзе). К слову, до 2009 года в этом здании располагался Музей Ивана Куратова.

Сироты стали жить с родной тётушкой и обучаться в Усть-Сысольском духовно-приходском училище. Там встретились Сашенька Зеленецкая (так звали Александру её усть-сысольские знакомые) и поэт Иван Куратов. После неудачной попытки поступить в московскую Духовную академию в 1861 году он вернулся на родину работать учителем в Усть-Сысольском духовно-приходском училище. Волею судеб снял комнату в доме Казариновой.

Учительница Усть-Сысольской женской прогимназии Феоктиста Забоева в своих воспоминаниях писала о Сашеньке: «Она была очень красивой и бойкой девушкой. Несмотря на своё сиротское положение, была независимой по своему характеру и очень самостоятельной, но несколько грубоватой в обращении. Казаринова за это в семье её называла нигилисткой и, шутя, грозилась выдать замуж за первого попавшегося жениха».

А сердце юной девушки было наполнено любовью к высокому, остроумному и авантажному писателю. Солнцеликая Сандра, как любил её называть Иван, стала Музой для поэта. Вот несколько стихотворений, написанных Куратовым в пору влюблённости.

«Том ныв» («Молодая девушка»). Здесь автор воссоздаёт образ любимой жизнерадостной девушки:

Светлое солнышко!

Осчастливь и согрей

Всё живущее под небом!

Красавица девушка!

Сделай нашу жизнь

Светлой и радостной!

Как и у всех влюблённых, бывали между ними и ссоры, и недомолвки. Одну из таких Куратов запечатлел в небольшом стихотворении:

В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году,

Четырнадцатого августа, в третьем часу,

Немножко не поладили мы с милой.

В те же самые год, и месяц, и число,

В тот же час, на целых две минуты позже,

Нас любовь друг с другом помирила.

Воссоздавая картину минувших событий, обратимся к произведению Геннадия Фёдорова «Зарница», в котором описывается часть жизненного пути писателя, связанного с Александрой Поповой. Автор романа описывает героиню как «добродушную», «простую», «вызывающую умиление»: «Сандра – пунцовые губы, глаза синим пламенем сверкают, щёки гроздьями рябины горят» (стр.151 романа «Зарница» Г. Фёдорова).

Из описания героини мы также можем увидеть её отношение к труду, отметив для себя беспритязательность старательной девушки даже к самой грязной работе по дому: «Сандра ничего не умела делать вполсилы, это Иван давно заметил. Уж если косить, так до изнеможения, хоть падай. Полы мыть – до той белизны, которой доски и снову не отличались»; «Иван узнал руки Сандры – маленькие, шершавые от домашней работы, пахнущие простым мылом и ромашковой водой» (стр. 94, стр. 223 романа «Зарница» Г. Фёдорова).

Образ девушки прослеживается и в диалоге Куратова со своей матерью Екатериной Ивановной:

– А убирает кто?

–  Сандра. Славная девушка. Расторопная.

– Она городская?

–  Нет. Из деревни. Зеленец, знаешь? Сирота круглая. Она, и вправду, хорошая. А уж работящая! Всю грязную работу в доме Сашенька делает. И за скотиной ходит, и стирает на всех жильцов, и полы моет, и печь топит, и баню» (стр. 124 романа «Зарница» Г. Фёдорова).

Любовные чувства, излитые на бумаге, служат доказательством их тёплых взаимоотношений. Трудно сказать, были ли они серьёзными. По крайней мере, Сандра послужила хорошим вдохновением, которое породило много произведений и идей в голове писателя.

«Та ли это Сандра, его единственно любимая, которую он как создатель творил в своём воображении. Эта девушка была вроде попроще той, что занимала мечты, но всё равно: синий взгляд, лёгкие завитки у висков в мечтах и в реальности были одинаково милы (стр. 47 романа «Зарница» Г. Фёдорова).

Разошлись пути

Взаимная симпатия Ивана и Сандры искала выхода. И вскоре поэт попросил благословения у Екатерины Алексеевны. Но тётушка ввиду того, что пообещала покойной матери своей племянницы выдать дочь за попа или дьякона, отказала. К тому же между Куратовым и Сандрой была большая разница в возрасте.

Конечно, тётушка предлагала писателю стать священником, чтобы он смог обеспечивать семью. Но Иван быстро сменил курс и уже строил другие планы, отнюдь более не связанные с этим краем.

В 1865 году (тогда Сандре исполнилось 18 лет) перед отъездом в Казань Иван Куратов посвятил ей два очередных стихотворения:

Только грех один, но тяжкий

На душу я взял.

Мне «люблю» она сказала –

Я не отвечал.

 А ты, зыряночка моя!

Неужели, горем поражённый,

Я буду только в грёзе сонной

Твой образ видеть? ..

После школы полковых аудиторов Куратов служил в Семипалатинске, в седьмом Западно-Сибирском линейном батальоне. Затем его перевели в 10-й Туркестанский линейный батальон, который разместился в городе Верном (ныне Алматы). Здесь он работал в штабе войск области чиновником особых поручений, следователем по особо важным делам.

Нелёгкая доля

Как же сложилась судьба Сандры? Из исследований краеведа Анны Малыхиной мы узнаём, что после отъезда Куратова Сашенька отправилась в Вологду. Там ей, сироте из духовного сословия, предстояло просить у епископа жениха. Будущего супруга выбрали в Вологодской духовной семинарии. Им стал Василий Тарабукин. В 1868 году состоялось венчание и в том же году Василия рукоположили в священники в Яренский Преображенский собор.

Через год у молодой супружеской пары родилась дочь Елена, но, к сожалению, умерла в младенчестве. Ещё через два года на свет появилась Александра.

Церковнослужитель одновременно преподавал в Духовном училище греческий язык и историю, подавая большие надежды. Например, в 1870 году супруг Александры был отмечен тем, что проявил храбрость и отвагу при пожаре в Яренском соборе. Годом позднее был награждён набедренником за усердную и полезную службу.

Василий Тарабукин был определён законоучителем Яренского земского училища. Но недолго пришлось занимать эту должность. Ему было всего 25 лет, когда скоротечная болезнь унесла жизнь молодого мужа и отца.

Казалось бы, жизнь Александры после расставания с Куратовым, словно книги, раскладывается по полкам, но со смертью супруга порядок всех вещей вмиг обрушился…

Трагический конец

Сашенька с маленькой дочкой на руках вернулась к своей тётушке, которой поручила заботиться о ребёнке, как когда-то заботились о ней. А сама поехала к истокам бытия, в свой Зеленец, набираться сил от родной материнской земли, искать ответы на вопросы и утешение. По старой памяти Сашу определили просвирней при Богоявленской церкви. Это было её пристанищем на долгие годы. Александра получала пособие на год: из местного попечительства – 12 рублей, из епархиального – 6 рублей как вдова священника. По воспоминаниям современницы Феоктисты Забоевой: «Живёт весело, выпивает с кумушками».

А между тем, в 1875 году в далёкой Средней Азии скончался от чахотки Иван Куратов. Трудно сказать, узнала ли об этом Александра Ивановна. Она более чем на 30 лет пережила его.

В метрической книге Зеленецкой Богоявленской церкви об умерших имеется запись за 1906 год: «11 июля умерла, 13 июля погребена священническая вдова Александра Ивановна Тарабукина, 59 лет, – от катара желудка. Похоронена в церковной ограде».

Дочь Сандры Александру Тарабукину Екатерина Алексеевна выдала замуж за делопроизводителя Воинского правления в Усть-Сысольске.

Мы не знаем, вспоминали ли друг о друге поэт и его Муза. Сандра, скорее всего, не могла забыть первую детскую любовь, как это часто бывает, ведь счастливых моментов в её нелегкой судьбе было не так уж много.

Теплится надежда

Сегодня могила Сандры на территории Богоявленской церкви сравнялась с землёй так же, как и многие другие. О судьбах скольких людей священное место могло бы поведать нам, сохранить память о них, если бы не время, обесценившее божий дом в глазах людей.

В 1940-х годах строение использовали как зернохранилище. А во времена Советской власти и вовсе погост церковный был уничтожен. Как утверждает Анна Малыхина, по заключению экспертов, храм получил необратимые повреждения свода и стен и уже непригоден для восстановления.

Остаётся только надеяться, что истории причастных к нему людей по крупицам будут восстановлены, а в Зеленце появится памятный знак Сандре, которая была Музой первого коми поэта Ивана Куратова.

«Портрет» в искусстве

Образ возлюбленной коми поэта прослеживается и в музыкальных произведениях. Так, 2 октября 2009 года в Государственном театре оперы и балета Республики Коми состоялась премьера национальной коми оперы «Куратов» на музыку Сергея Носкова, либретто Альберта Ванеева. Режиссёром выступила заслуженный деятель литературы и искусства Коми, уроженка Пажги Ия Бобракова.

В основных партиях были задействованы ведущие солисты театра. Сандру играла заслуженная артистка России Альфия Коротаева. Она поделилась с «Нашей жизнью» впечатлениями о своей героине и опере в целом.

– Порой музыкальный материал подсказывает характер героя. Когда я впервые прослушала мелодии оперы, более всего моему сердцу стала ближе роль Сандры. В этой героине было всё: доброта, открытость, умение любить.

Изначально назначение на роль было другим, Ия Петровна видела меня в партии Музы. Но нежные мелодии Сандры настолько покорили меня, что режиссёр дала мне возможность проявить себя в этой роли. Как оказалось впоследствии, ни  Ия Петровна, ни я не ошиблись в этом решении. Спектакль увенчался успехом, а я была удостоена премии правительства Республики Коми.

Опера начинается с праздничных зимних гуляний. В своём первом выходе я пою частушки с Иваном, шучу, танцую. Эта сцена показывает зарождающуюся симпатию друг к другу. В последующей сцене с Иваном моя песня уже говорит о любви к нему. Ощущения героев передавались в деталях, например, когда Куратов нежно накинул на плечи Сандры удивительной красоты платок, словно отдал ей своё сердце. В тот самый трогательный момент я вспоминала свою первую любовь и пропускала через себя все чувства героини.

Последний выход Сандры полон драматизма. Куратова арестовывают, и влюблённые не успевают проститься. Последнее, что доносится до главного героя, это горестный, отчаянный крик девушки: «Ваня!». К слову, после спектакля зрители подходили ко мне и делились впечатлениями о последнем выходе героини на сцену, насколько он был трепетным, волнующим, и как было жаль, что два любящих сердца оказались разлучены.

Мне хотелось бы верить, что для Куратова это было поистине серьёзное чувство, которое оставалось с ним до конца его жизни. Для Сандры, я уверена, эта первая чистая любовь всегда была светлым огоньком, про который она никогда не забывала.

Судя по аплодисментам в зале, зритель прекрасно принял постановку и ждал её из раза в раз. К сожалению, не стало Ии Петровны, и мы больше не видим на сцене нашего театра удивительной красоты первой национальной коми оперы «Куратов».

Я считаю, что такие произведения в репертуаре театра должны быть, их количество должно расти, или, по крайней мере, нужно восстановить старые спектакли, которые богаты национальной музыкой, историей и мифологией Коми края. Сейчас визитная карточка республиканского театра – балет «Яг Морт», но это не единственная постановка, которая отражает культуру народа. Не стоит забывать народное искусство и труд предшествующих режиссёров.

По материалам краеведа Анны Малыхиной и романа «Зарница» Геннадия Фёдорова подготовила Елена ВИШНЯКОВА.

Иллюстрации из открытых источников.