Музыка – искусство, способное взволновать каждую клеточку тела, задать ритм сердцу и остановить время. Тот, кто владеет этой магией, сохраняет традиции прошлого, делится мастерством в настоящем и создает творения для будущего. Один из таких талантов – участник первого в Коми профессионального ансамбля русской песни, хормейстер и руководитель народных коллективов, концертмейстер Дома культуры Зеленца Александр Альхимёнок. Он рассказал «Нашей жизни» о своем творческом пути.
– Александр, как началось ваше увлечение музыкой?
– Этот интерес – с раннего детства. Уже тогда я знал, что абсолютно все в природе имеет свой музыкальный тон, издает звуки. Мы слышим лишь малую часть этого. Помню, как восхищался пением птиц, с удивлением слушал гул пустотелых растений под порывами ветра. Как из разных трав и деревяшек я изготавливал примитивные свистковые музыкальные инструменты, а потом играл на них. К слову, этот навык пригодился: уже в профессиональной жизни я не раз мастерил различные жалейки, рожки, дудочки…
Неоднократно доказано, что музыка воздействует на все живое, лечит, особенно если она сама «живая». Под этим я подразумеваю звуки природы, человеческий голос, народные музыкальные инструменты из природных материалов.
– Среди ваших родственников есть музыканты?
– Отец немного играет на гармони, и дед раньше играл. А еще говорят, что мой прапрадед виртуозно владел балалайкой. Инструмент его, по некоторым сведениям, передали в какой-то музей нашей республики. Я пока не нашел, но надеюсь, что когда-нибудь его увижу.
– Расскажите про ваш профессиональный путь.
– Я вырос в селе Ношуль Прилузского района. В школьные годы выступал с ансамблем «Ношульские гармонисты». Учась на хоровом отделении Сыктывкарского колледжа культуры, входил в состав народных ансамблей песни и танца «Пелысь мольяс» и «Сигудэк». Во время учебы на кафедре русского народного песенного искусства в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств выезжал в фольклорно-этнографические экспедиции, много занимался изучением и исследованиями традиционной музыкальной культуры. И по сей день продолжаю изучать и исследовать. После университета несколько лет проработал в культурной столице страны, но все же решил вернуться на родину. В Сыктывкаре на тот момент набирался состав профессионального ансамбля русской народной песни «Северная околица». Меня туда пригласила его руководитель Наталья Михайловна Гнедых. В коллективе я совмещал должности художественного руководителя, хормейстера и артиста. Мы много выезжали на гастроли – не только по районам республики и областям России, но и за границу. Сейчас ансамбль все также гастролирует и продолжает расти в профессиональной деятельности. Я рад, что большую часть тех песен, что я с ними разучил, коллектив до сих пор исполняет.
– Вы считаете, что профессиональный рост в вашей сфере важнее карьерного?
– Так и есть. Но нужен рост не только собственный. Важно еще и делиться опытом и умением с другими. Поэтому после «Северной околицы» я работал ведущим методистом по фольклору в Центре народного творчества и повышения квалификации, а после – педагогом-хормейстером и концертмейстером в Коми республиканском колледже культуры им. В.Т. Чисталёва. В ЦНТ я делился своими знаниями, проводя различные семинары, а в колледже культуры передавал опыт студентам. Еще у меня был свой ансамбль народной музыки «Беседа», с которым мы тоже много выступали с традиционными песнями разных областей России и ее пограничья. Сейчас я работаю концертмейстером в ДК Зеленца, а также обучаю детей игре на традиционных музыкальных инструментах. Все так же, как и раньше, стараюсь передавать и делиться своим опытом и знаниями с другими.
– Можете поделиться забавным эпизодом из профессиональной жизни?
– Как уже говорил, кроме музыки, я еще очень люблю мастерить. Будучи школьником, впервые по телевизору увидел, как выглядит скрипка. Я тогда подумал: скрипач постоянно водит смычком, и хорошо бы придумать такой механизм, чтобы смычок был замкнут в круг, и чтобы на струны нажимать не пальцами, а клавишами. Я взял листок и нарисовал свое изобретение. А через годы на одном из занятий в колледже увидел, что такой инструмент с точно таким же устройством существует уже с ХII века. Долго я тогда смеялся!
– А что интересного мастерили в последнее время?
– Давно хотел показать вертепное представление. Когда работал в колледже, такая возможность мне подвернулась. Нужно было изготовить вертепный ящик с куклами, но обычную конструкцию делать не хотел. В Санкт-Петербурге я многократно участвовал в вертепных представлениях и знал, что такой ящик занимает немало места. А если делать показы вертепа в разных местах, то и сам ящик тоже нужно переносить. У меня уже тогда была идея сконструировать и сделать удобный механизм, который можно было бы без особого труда складывать и перемещать. Примерно неделю я конструировал свою задумку в голове и на бумаге. Еще несколько недель искал материалы, задерживался на работе и пилил, сверлил, собирал… Мое изделие педагог колледжа культуры Галина Александровна Алёшина расписала акварельными красками, а студенты изготовили куклы. На Рождество мы показали вертепные представления.
В зеленецком ДК вот уже второй год показываем вертеп с детским фольклорным ансамблем «Лапоточки». Конструкция вертепного ящика удалась, как я и задумывал: его не нужно разбирать при переносе; он полностью складывается с превращением в небольшой «чемодан», который влезает в багажник любого автомобиля. Я, конечно, хотел поделиться своей идеей и с другими «вертепщиками». Отправил видео с данной конструкцией на конкурс «Народный театр – детям!» в Ленинградской области. Видео посмотрели многие, некоторые уже запросили чертежи. За мое изобретение мне дали диплом лауреата 1 степени.
– Какими инструментами владеете?
– Проще ответить, на каких не играю или не пробовал играть. Есть такое понятие, как мультиинструменталист. Это человек, который умеет играть на различных неродственных музыкальных инструментах. Вот я как раз отношусь к таким. У меня есть гитара, колесная лира, гудок, балалайки, гусли, гармони, различные дудочки, калюки, окарины, рожки, чипсаны и пцляны, бубны и многое другое. На всех этих инструментах я играю и стараюсь применять их в работе.
– Сумеете ли вы сыграть на инструменте, который возьмете в руки впервые?
– Если я владею подобным инструментом, то, вполне вероятно, справлюсь и с этим. К примеру, однажды у нас в гостях был ансамбль из Москвы, у которого в арсенале имелась лютня. Прежде мне не доводилось на ней играть, но, выяснив, какой у нее музыкальный строй, через минут пять обдумываний я сымпровизировал на этом инструменте простую мелодию.
– Сложно ли сочинять музыкальные композиции?
– Пишу и аранжирую музыку уже давно. Однако более плотно за композиторство взялся, только когда достаточно набрался для этого опыта – осенью прошлого года, тогда же переехал в Зеленец.
Я всегда сильно себя критикую и осторожно подхожу к сочинительству. Простую, неказистую мелодию из трех аккордов может написать чуть ли не каждый. Сегодня именно так поступают в современной молодежной эстраде, которая уже давно не искусство, а бизнес. Я же из тех, кто хочет возродить ту советскую и досоветскую культуру, где к написанию музыки и стихов подходили с душой, вкладывая в них глубокий смысл. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, скажу: конечно, если писать хорошую музыку, то это очень не просто дается.
– Что нужно для создания качественных песен?
– Во-первых, необходимо изучить нотную грамоту, во-вторых, освоить главные принципы музыкальной композиции, в-третьих, прослушать много песенного материала, проанализировать разные направления в музыке. А еще, как говорит известный фольклорист и мультиинструменталист Сергей Старостин, хороший музыкант должен обязательно получить два образования – классическое и народное.
– Зачем нужно сохранять и популяризировать фольклор?
– Следует сохранять все народное творческое наследие и традиции. Часто вспоминаю слова известной исследовательницы-этнографа, доктора искусствоведения, профессора Анны Васильевны Рудневой. Немного добавлю к ее словам свои, но смысл останется прежним: «Фольклор и традиции – это как хлеб у народа, как материнское молоко для ее ребенка. Кто мы без всего этого, если не будем сохранять и помнить свои корни?».
– Как вы воспринимаете своего зрителя?
– Публика делится на «знающих» и «незнающих». В первом случае это зритель, который, например, постоянно ходит на оперу. Он точно знает, куда и на какую музыку пришел. На таких концертах и сами артисты тоже знают, что исполнять. Во втором случае зритель не ведает, что именно он услышит на концерте, и бывает, что после занавеса может высказать свое недовольство или восхищение. И это – дело вкуса каждого. К зрителю необходимо всегда прислушиваться, но не идти у него на поводу. Иначе аудитория будет диктовать свои условия, которые иногда идут вразрез с творческим пониманием исполнителя.
Все зрители разные, но когда большая часть зала по достоинству оценивает труд артиста, то и выступать легче, и усталости после концерта вовсе нет. А вообще, представить нашу профессию без слушателей невозможно. Жаль, что пандемия сильно сократила их количество на концертах.
– Что или кто вас вдохновляет? Возможно, у вас есть еще какие-либо увлечения?
– Главная муза – это моя семья: жена и дети. А еще меня вдохновляет природа, особенно там, где я вырос. Родительский дом стоит прямо у реки, рядом – лес. Просто волшебство и сказка! Конечно же, люблю рыбачить, ходить по грибы и по ягоды.
Вообще, мои увлечения – это разного рода исследования. Люблю читать, познавать, изучать разные науки, проектировать и модулировать, решать и сочинять математические и геометрические задачи, собирать сложные 3D-головоломки, играть в интеллектуальные игры (шахматы, шашки, нарды) и многое другое – всего не перечислить…
Беседовала Елена ВИШНЯКОВА. Фото из архива героя публикации.