Через горечь военных лет: интервью с Анной Надуткиной

Медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» жительница Пажги Анна Ильинична Надуткина (на снимке) надела впервые — специально для фото в «Нашей жизни». Через прожитый 91 год она пронесла неописуемую боль в сердце. Ее чистые голубые глаза видели голод и разрушение, последствия безжалостных лет, смерть сына и мужа…

Обеспечивали жизнь

Такой трудный жизненный путь начался для нашей героини, когда ей было двенадцать лет. В то время каждую семью накрыло мрачным крылом страданий бремя войны. Все мужчины уходили на фронт под громкий нескончаемый плач женщин и стариков. В ряду провожающих была и семья Ани: ее двадцатилетний брат шел защищать Родину.

— Каждый раз с замиранием сердца ждали от него весточки. Жили от письма до письма. Андрей служил в танковых войсках, был отчаянно храбрым. Однажды он попал к фашистам в плен, однако сумел бежать. За всю войну получил немало ранений, но, слава богу, вернулся домой живым. Ведь тогда много соседей получали самые ужасные документы – известия о смерти, — с трепетом в голосе рассказывает пожилая женщина. Ее слабые морщинистые пальцы рук, чуть дрожа, поднимаются. Жестикулируя ими, она будто хочет нарисовать картину тех дней, когда все началось.

— После того, как объявили о войне, я, как и все остальные, сразу пошла работать.  Мы косили траву, ставили стога. Коров доили. Хлеб сеяли и убирали. Продукты, в основном мясо, масло и картошку, отправляли на фронт на специальной машине.

Все делали вручную. Пила да топор были наши инструменты. А еще железным плугом землю пахали. Конечно, двенадцатилетней девчонке тяжело было тягать его.

Свою жизнь обеспечивали охотой на диких животных и ловлей рыбы. Частенько таскали на себе пятьдесят килограммов пушнины, которую потом сдавали и покупали на эти деньги соль,– делится воспоминаниями собеседница.

Силы в кулак

Все тягости военного времени Анна Ильинична в буквальном смысле перенесла на своих хрупких плечах. До войны получила три класса образования. Детством насладиться так и не успела. Говорит, даже игрушек не было, да и играть некогда было. Кто же солдат кормить будет? Вот и работали без отдыха.

По словам нашей героини, из Пажги на войну ушло шестнадцать мужчин, а вернулось всего семь. Остальные сложили головы на поле боя.

Наконец весть о победе над фашизмом стремглав разлетелась по уголкам района: из рупоров, соседских уст и счастливых горящих глаз.

— Все эти мучительные четыре года тихонько в душе я надеялась на благой исход и ждала окончания войны. Конечно, нас всех переполняла радость, когда мы узнали о победе, — вспоминает очевидица тех событий. Глубоко вздохнув, она приподнимает голову и смотрит в даль комнаты. Ее отрешенный взгляд говорит о том, что невзгоды не сразу покинули их семью.

— К сожалению, по щелчку пальца нельзя было вернуть прежний уклад жизни. После войныгода триеще жилось тяжело. Было и холодно, и голодно. Врачей в поселке совсем не было, так что лечились сами – заваривали травы. Одежды тоже практически не было, как и еды. Это сейчас  на прилавках лежит столько продуктов, сколько душе угодно. А тогда выйдешь во двор, какая трава на земле растет, такую и сорвешь, в муке обваляешь и на сковороде поджаришь. Этим и питались. Были какие-то запасы хлеба, но совсем немного оставалось. Корову держали, она молоко нам давала. Масло топленое делали. Как-то и прожили. Хорошо, хоть сейчас есть теплый кров и пища, и родные мои здоровы. Это самое главное, — рассуждает Анна Ильинична. Рядом с ней ощущается крепкий духовный стержень, который и помогал героине держать воли в кулаке.

Добро будет продолжаться

Затем тихими темпами обыденная жизнь начала восстанавливаться. Анна Надуткина стала работать на лесозаготовках. Однажды получила серьезную травму: большой ствол дерева, падая, ударил ей в спину, и девушка упала без сознания. После этого долго пролежала в больнице. До выхода на пенсию работала еще и дояркой.

На первой своей работе встретила будущего мужа, родила ему троих замечательных детей. Но судьбоносные виражи несли в себе как радости, так и горькие потери. Наша героиня пережила смерть мужа и сына.

— Не дай бог никому хоронить своих детей. Такая потеря камнем лежит на сердце. Сын в пятьдесят два года сильно заболел ангиной. Врачи не смогли помочь, говорят, поздно обратились. Лечила его, как могла… Но, видно, судьба у меня такая горькая, что уж тут поделать, — рассказывает Анна Ильинична. Несмотря на нелегкую жизнь, она сияет искренней, щедрой, теплой улыбкой. — Зато я богата внуками и правнуками. Они у меня замечательные! Смотрю на них и понимаю, что моя жизнь, мое добро будет продолжаться в них. И так из поколения в поколение, — дополнила собеседница.

После беседы и тяжелых воспоминаний Анна Надуткина снова улыбается и говорит, будто в шутку:

— От того удара бревном спина до сих пор болит. Нынче уколы делают, да больно дорогие – три тысячи стоит один. А травма дает о себе знать. Неужели настолько я старая стала? – проходит по комнате, чуть хромая.

В этом году, 20 июля, Анне Ильиничне исполняется 92 года. Она желает хотя бы еще один год видеть любимые улыбки внуков и правнуков и успеть понянчить праправнучку, которая должна родиться в сентябре. А еще она всем сердцем хочет, чтобы то, что она пережила, никогда не повторялось, чтобы никто не знал голода и болезней.

Волнующий трепет и безграничное уважение чувствуешь, когда находишься рядом с человеком, который пропустил через свое сердце горечь военных лет, смело выстоял в жизненных испытаниях и смог воспитать своих правнуков. Их, переживших Великую Отечественную войну и ее отголоски, осталось совсем мало…

Елена ВИШНЯКОВА. Фото автора.