История в деталях: краевед Александр Потолицын рассказывает о церкви в Часово

Известный сыктывдинский краевед Александр Потолицын ведет в социальных сетях интересный медиапроект «Фотоистория села Часово». Пользуясь современными сервисами и багажом своих знаний, он реставрирует и делает цветными ретроснимки, публикует краеведческие детали и малоизвестные факты о родном селе, тем самым внося весомую лепту в изучение его прошлого. Недавно Александр Васильевич опубликовал свод информации о Часовской Спасской церкви (на снимке). В преддверии светлого праздника Рождества Христова делимся с вами уникальной информацией об этом островке веры.

Во имя святых

В Национальном архиве Республики Коми сохранились почти все метрические книги и церковные ведомости часовской святыни. По ним и удалось воспроизвести историю ее деятельности.

Спасский Часовский приход Яренского уезда располагался в 113 верстах от уездного города Яренска, на берегу реки Вычегды. Был открыт в селе Часово в 1713 году по благословению епископа Велико-Устюжского Преосвященного Иосифа. В приходе имелось две церкви: деревянная и каменная с колокольней, обе одноэтажные. Первая построена в 1786 году, вторая – в 1824-м и освящена в 1837-м. В деревянной церкви был один престол: во имя Святых Апостолов Петра и Павла, в каменной – два: во имя Всемилостивого Спаса и Василия Великого, Архиепископа Каппадокийского. Приписных церквей в приходе не имелось.

Со временем деревянная святыня обветшала и Указом Великоустюжского духовного правления от 19 апреля 1889 года № 777 была снесена. Вместо нее было предписано построить новую каменную церковь с тремя престолами: во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла, во имя Святых Бессеребренников и Чудотворцев Косьмы и Дамиана. Строительство началось в 1893 году.

Во время пожара 13 июня 1894 года деревянная церковь сгорела, в каменной уцелели своды и стены, вновь же строящаяся не пострадала.

Старую каменную Спасскую церковь освидетельствовал после пожара губернский архитектор. На основании составленного акта был возобновлен приходской храм во имя Василия Великого, который по благословению Преосвященнейшего Антония, Епископа Вологодского и Тотемского, был освещен в июле 1895 года, а холодный храм во имя Всемилостивого Спаса – в 1898 году.

Строительство новой церкви закончено в 1910 году, а 1 сентября 1913-го освещен придел во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В приходе имелись три часовни: на приходском кладбище (построена в 1881 году), в Большой Слуде (в 1875-м), в находящейся в семи верстах от приходской церкви деревне Кряжской (в 1863-м). При церкви имелись две мукомольные мельницы. Сведений о других зданиях и строениях не обнаружено.

В послереволюционные годы часовскую святыню постигла та же участь, что и другие по всей стране. В 1937 году по решению Сыктывдинского райисполкома в старой церкви была запрещена деятельность священников.

Осужден. Расстрелян

Среди священнослужителей особое место в истории Часовской церкви занимает отец Платон (в миру – Пётр Тихонович Колегов). Определением Священного Синода от 6 октября 2001 года он был причислен к лику святых новомучеников российских.

Отец Платон по национальности коми-пермяк. Родился 20 августа 1865 года в селе Гайны Чердынского уезда Пермской губернии. Служил иеромонахом Ульяновского Троицко-Стефановского монастыря Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. В 1919 году после ареста игумена Амвросия на него как настоятеля легли все обязанности по монастырю. В 1920-м был арестован, обвинялся в «контрреволюции» и «службе белым» в период занятия ими монастыря (октябрь 1919 – март 1920 гг.).

30 сентября 1920 года выездной сессией Северо-Двинского губревтрибунала осужден на 5 лет лишения свободы с направлением в концлагерь. Как и многие священнослужители, наказание отбывал в Северо-Двинском концлагере в Великом Устюге.

В 1921 году переведен в Усть-Сысольскую тюрьму, но в 1925-м освобожден за недоказанностью улик. Поселился в Часово, где состоял священником Часовской Спасской церкви.

Вновь арестован 11 июля 1937 года. Содержался в сыктывкарской тюрьме НКВД. Проходил по одному делу с иереем настоятелем Палевицкой Покровской церкви Александром Тюрниным. Обвинялся 72-летний иеромонах в том, что будучи служителем культа «…активно вел контрреволюционную деятельность, устраивал сборища, доказывал о скорой гибели коммунизма, Советской власти и колхозов, призывал в колхозы никому не вступать, используя при этом религиозные предрассудки».

Осужден 13 августа 1937 года по печально известной статье 58. Приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Сыктывкаре 15 августа.

Вот что добавила по этому поводу уроженка Большой Слуды Анна Яковлевна Белых:

«За неделю до моего рождения в нашей деревне сгорели три соседних дома. Все население сбежалось тушить пожар, даже протянули шланги с пароходов, используя их насосы. Отец поливал вовсю, ведь мог загореться и наш дом, а также амбар со всеми колхозными запасами зерна. А мама была на последней неделе беременности. Она от всего этого очень разнервничалась. Когда я родилась, акушерка сказала, что ребенок долго не проживет, потому что обнаружила у меня сильные шумы в сердце. Врачи потом определили врожденный порок сердца. Думаю, что он получился от тех переживаний, которые мама испытала во время пожара. Акушерка была верующая, высланная из Прибалтики, она посоветовала моим родителям окрестить меня. И в четырехдневном возрасте меня понесли в церковь к отцу Платону. В ту же ночь, с 11 на 12 июля 1937 года, батюшку арестовали якобы за то, что он окрестил внучку высланного кулака – врага народа. Конечно, это был только предлог: тучи над отцом Платоном сгущались давно».

К лику новомучеников

В один день с отцом Платоном был расстрелян священник Степан Ермолин.

Степан Васильевич родился 22 мая 1891 года в Часово в крестьянской семье. По национальности коми. Окончил начальную школу. По неподтвержденным данным, участвовал в Первой мировой войне. В 1919-1922 годах служил в Красной Армии, был командиром взвода, помощником командира роты. После демобилизации вернулся к крестьянскому труду. Семейное хозяйство по доходам считалось середняцким, а чтобы добиться таких показателей, приходилось работать всем членам семьи с раннего утра до позднего вечера.

Будучи человеком глубоко верующим он решает посвятить себя служению Господу. И в 1926 году его рукополагают во священники, хотя, по другим данным, он являлся «служителем культа» только с 1927 года.

В середине 1930-х был священником Нижнеконской Крестовоздвиженской церкви в местечке Нижний Конец Сыктывкара, ранее приписанной к Усть-Сысольскому Троицкому собору. В 1936 году по анонимному доносу привлечен к ответственности органами НКВД «за спекуляцию церковными ценностями», но вскоре оправдан. Зная о негласной слежке за собой, все же поддерживал теплые отношения с ссыльным духовенством.

24 февраля 1937 года был арестован в Сыктывкаре по сфабрикованному делу «Священной дружины». Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре.

Священный Синод определением от 6 октября 2001 года причислил иерея Стефана Ермолина к лику святых и включил в Собор новомучеников и исповедников российских ХХ века.

На данный момент церковь «законсервирована». Крыша временно укрыта рубероидом. Восстанавливать памятник архитектуры планируется после возведения Палевицкого храма.

Подготовила Виорика ГОЛОВИНА, фото из открытых источников.