По случаю знаковых дат, бывает, публикуем примечательные материалы, вышедшие в газете в прежние годы. Поскольку местный ОВД в 2022 году отмечает 90-летие, решили погрузить вас в эпоху середины 1980-х. Как известно, тогда над горрайорганами милиции было не только начальство в виде Министерства внутренних дел, но еще и руководство райкома партии. В высоких кабинетах бдительно следили за показателями по криминалу, процентами раскрываемости преступлений, профилактикой, и чуть что – по решению из высоких кабинетов номенклатуры могли, как говорится, «и казнить, и миловать».
Борьба с пьяницами и жуликами
Фрагмент статьи из газеты «За коммунизм» (прежнее название «Нашей жизни») от 10 ноября 1985 года.
«Новые задачи поставлены перед милицией решениями апрельского (1985 год) Пленума ЦК КПСС, постановлением ЦК КПССС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Выполняя их, сотрудники отдела внутренних дел райисполкома улучшили охрану общественного порядка в селах и поселках, усилили борьбу с пьянством, хулиганством, тунеядством. Многие из них при защите прав и законных интересов граждан проявляют смелость, выдержку и находчивость.
В апреле 1985 года сбежал из-под стражи опасный преступник. Инспектор дорожно-патрульной службы Владимир Фокин, проявив бдительность и оперативность, обнаружил беглеца. В условиях бездорожья километров пять преследовал его и, несмотря на яростное сопротивление, задержал и доставил в дежурную часть. Оперуполномоченные уголовного розыска А.Н. Туркин и В.В. Казаков проявили находчивость и в течение суток раскрыли запутанное преступление, задержали преступника и вернули похищенное имущество пострадавшему. И таких примеров можно привести много.
В плеяде лучших
Но, разумеется, главное в деятельности милиции – предупреждение правонарушений, воспитательная работа с лицами, склонными к совершению преступлений. Основная нагрузка здесь ложится на плечи участковых инспекторов милиции, среди которых по итогам работы за 10 месяцев лучшими признаны А. А. Даутбеков, М. Б. Самохвалов, А. Н. Морохин, Ю. А. Можаев.
Алибек Даутбеков работает в Зеленце непродолжительное время. Но уже добился хороших результатов в оперативно-служебной деятельности. В селе наведен порядок в общественных местах, проводится решительная борьба с пьянством, тунеядством, значительно сократилась преступность. Участковый инспектор в профилактике правонарушений умело опирается на помощь общественных формирований: добровольной народной дружины, совета профилактики, административных комиссий. Несмотря на большую занятость, активно проводит работу с подростками, склонными к совершению правонарушений, организовал для них спортивную секцию.
Наряду с мужчинами нелегкую службу по охране несут и женщины ОВД. Чувство высокой ответственности к порученному делу характеризует старшего инспектора по делам несовершеннолетним Татьяну Митрофанову, молодого следователя Полину Никитину, начальника паспортного стола Нину Селькову и старшего инспектора Татьяну Якубину».
За беглецом – по грязи в носках
Мы попросили вспомнить об эпизоде с поимкой опасного преступника самого Владимира Фокина, в ту пору – инспектора ДПС ГАИ. Погони, показанные в фильмах, – это одно. Там мы видим, как по задумке режиссера бравые парни в погонах эффектно скручивают опасного злодея. А в реальности бывает все намного сложнее.
– Как-то дежурю днем. По рации – вводная: «Всем постам! В Выльгорте из-под стражи из здания суда сбежал опасный преступник. Постоянно проживает в Часово». Я смекнул: раз из Часово, туда и направится, – вспоминает Владимир Николаевич. – Автобусы в это село идут с железнодорожного вокзала. Ну я и помчался на своем «козлике» в сторону Лесопарковой по объездной. По пути смотрю – слева кто-то с дороги в кусты резко шмыгнул. Я мигом скинул куртку, оставшись в рубашке, закрыл машину на ключ и за ним. А парень-то уже метров на сто от обочины отбежал. Я кинулся за ним. Бежал – не поверите – пять километров! Ботинки потерял, рубаху ветками изодрал, но все равно не останавливался. Не чувствовал боли от царапающих меня веток. В одних носках, весь в грязи вымазался! Наконец, мы оказались с ним за вокзалом. Жулик сиганул в строящийся дом, я – за ним. Главное, думаю, не потерять его из виду… Тогда пиши пропало!
Хоть Фокин и был уже чуть живой от неимоверной усталости, но все-таки настиг беглеца… уже на лыжных трассах за вокзалом. Тот удивился: «Как ты мог меня догнать? Я ведь лыжник первого разряда!» «А я – работник милиции!» – не растерялся автоинспектор. На этом злоключения не закончились. Рация-то в машине – коллегам о поимке не сообщить, подкрепление не вызвать. Беглеца пришлось тащить на себе. В какой-то момент тот навалился на стража порядка и стал его душить…
«За такое могли и снять!»
– Я собрал всю волю в кулак, ведь занимался же вольной борьбой, ну и придавил ему руку одним приемом (тогда милиционерам разрешалось применять приемы самбо, дабы преступник не оказал сопротивления), – продолжает наш собеседник. – Стоим с ним на трассе, ловлю попутку. А сам в порванной рубашке, один погон висит. Тормозит УАЗик. «О, Фокин!» – узнает меня водитель из Выльгорта. «Быстро грузим его! Сбежал из-под стражи», – командую я. – Так и доставил его в отдел.
Начальник милиции Иван Иванович Бихерт, отвечавший за того беглеца, тогда обнял меня: «Молодец, Фокин, ты меня просто спас! Мне бы за этот побег из-под стражи по шапке дали и МВД, и райком партии. Да что там! Могли бы вообще уволить…»
Помню, он даже премию мне за задержание преступника выписал 30 рублей. Это были тогда большие деньги, учитывая, что получал я всего 95 рублей.
Елена МУЗЫКАНТ. Фото предоставлено В. Фокиным.