Какие дороги удалось привести в порядок, а какие еще предстоит – об этом на недавней конференции МОД «Коми войтыр» собравшихся проинформировал заместитель руководителя района Андрей Коншин.
Пути, переходы, мосты
В этом году в Сыктывдине выполнен довольно большой объем ремонтных работ благодаря тому, что большую финансовую поддержку оказало правительство Коми. Пожалуй, самым знаковым событием стал ремонт 9 км магистрали Язель – Слудка – Кожмудор. Как мы уже писали, всего на него власти региона изыскали 202 млн рублей. Движется и ремонт другой немаловажной транспортной артерии местного значения, это Слудка – Ипатово – Шыладор. А в районе Малой Слуды завершен масштабный ремонт моста.
Всего в 2022 году на содержание и ремонт дорог в Сыктывдине израсходовано 123 млн рублей, 97 млн – средства республиканского бюджета, 26 млн – дорожного фонда района. За плечами районных властей — внушительный объем работ. В течение лета удалось привести в порядок наиболее аварийные участки в Выльгорте, Лэзыме, Пажге, Ыбе и Палевицах. В рамках программы «Народный бюджет» произведен ямочный ремонт на автодороге Подъезд к д. Морово с. Лэзым.
Годом ранее проведены работы по разработке проектно-сметной документации по обустройству пешеходных переходов близ образовательных учреждений. Некоторые из них (в Выльгорте и Часово) уже приведены в нормативное состояние.
О проездах и «диких» съездах
Что касается ближайших планов, то на очереди – ремонт моста в Яснэге. Уже заключен договор на его обследование профильной организацией. На 2023 год запланированы работы по улице Садовой в Выльгорте (стоимость – около 1 млн рублей). Также предстоит обновление дорог в Нювчиме, Яснэге, Кемъяре, подъезда к д. Парчег. К сожалению, на большей части этих дорог дорожное полотно разбито.
В ближайшее время предстоит обустроить множество проездов в Зеленце (есть соответствующее судебное решение), по улице Садовой Выльгорта и привести, наконец, в нормативное состояние дорогу Слудка – Ипатово – Шыладор.
По словам Андрея Коншина, важной проблемой является несоблюдение водителями положенного режима движения. Суммы штрафов, оплаченные нарушителями, не сопоставимы с затратами, которые несет район. Немало хлопот доставляют и так называемые «дикие» съезды с дорог, которые устраивают предприниматели без согласования с собственником автодорог. К счастью, есть и сознательные руководители организаций, которые идут навстречу главам поселений и помогают им в обустройстве важных артерий. Например, одно из предприятий отремонтировало часть старой дороги от Пажги до Ыба (4,5 километра) и выкупило в бассейне Сыктывкара дорожку для занятий детей из этих поселений.
Безусловно, в целом указанную проблему муниципалитету в одиночку не решить. Нужна помощь республики. По словам докладчика, в идеале нужно проработать с профильными министерствами вопрос по согласованию маршрутов вывозки природных ресурсов, чтобы впредь предприниматели не устраивали самовольных съездов и не разбивали полотно основных «артерий». Как уже не раз отмечалось на высоком уровне, необходимо рассмотреть возможность вывозки того же песка или древесины только в зимний период. Второй вариант – прорабатывать этот вопрос индивидуально с каждым недропользователем.
Елена НЕСТЕРОВА, фото автора.