Создание всевозможных приложений, музыка, превращенная в «цифру», изобретение продвинутых дизайнов сайтов – все это и не только по зубам современным школьникам. Как говорится, было бы желание. В средней школе № 1 Выльгорта прошел урок по теме «Искусственный интеллект».
До занятия мы успели пообщаться с учителем математики и информатики Наталией Соловьёвой. По ее словам, такие уроки проходят для разных классов ежегодно. На них учащиеся ознакамливаются с азами создания популярных ныне чат-ботов (программа, которая ведет общение от лица компании или сообщества в соцсетях) и разных приложений, облегчающих жизнь пользователям интернета.
– Вначале зачастую многие дети еще не знают, как все это можно создать, не представляют, с чего начать, как поставить проблему и какие варианты для ее решения выбрать, – поделилась Наталия Фёдоровна. – Но постепенно обогащают свои знания и умения в этой сфере. У нас есть неплохие примеры, когда школьники облегчили жизнь не только себе, но и нам, педагогам.
Например, недавно один из девятиклассников создал удобный чат-бот по расписанию школы. Правда, мы еще над ним работаем, но уже сейчас плюсы такого новшества налицо. В прошлом году другой девятиклассник разработал в популярных соцсетях чат-бот по подготовке ЕГЭ по информатике. «Для меня как для учителя это очень удобно. В любой момент желающие могут зайти, ознакомиться с теорией, посмотреть, какие есть типовые практические задания и как они решаются, а заодно и самим попробовать их выполнить, – дополняет собеседница. – Интересные занятия были у нас с учащимися 3, 5, 7 классов, где мы превращали какую-либо музыку в цифру. Например, третьеклассникам любопытно было, как выглядит в цифровом коде мелодия песни «В лесу родилась елочка».
На занятии с 11-классниками Наталия Фёдоровна попытала ребят на знания того, что такое искусственный интеллект. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу: «Это разум, который думает за человека». С понятием стар-ап вышло посложнее. Как пояснила педагог, это новаторская идея проекта или необычное применение уже существующих технологий.
Далее школьники посмотрели на видеопроекторе обращение к юному поколению главы Центробанка Германа Грефа, который назвал искусственный интеллект «мощным инструментом для создания прорывных решений и инновационных продуктов, способных лечь в основу успешного старт-апа. Школьники пришли к выводу, что применять его можно буквально во всех сферах жизни. Далее старшеклассникам показали, как ставить цели при создании приложений. За пример была взята школьница, у которой проблемы с изучением английского языка. Новый мобильный помощник слушал, как она произносит фразы, и исправлял.
А дальше ребята сами погрузились в изучение и создание своих моделей искусственного разума. Иные увидели и предложили свои варианты улучшения уже разработанного ранее чат-бота по первой части ЕГЭ. Наталия Фёдоровна напутствовала подопечных, что новые приложения могут помочь и самим школьникам, а в дальнейшем на них можно будет зарабатывать деньги. Она рассказала «Нашей жизни», что в свое время учащиеся 10-11 классов школы № 1 создали презентабельный удобный сайт для своей альма-матер, занявший 4 место на уровне Коми. А кто-то из выпускников заведения, ныне проживающий в Санкт-Петербурге, даже зарабатывает разработкой сайтов.
Елена МУЗЫКАНТ, фото автора.