Анна Демина, уроженка Яснэга, уже несколько лет занимается просвещением в области финансовой грамотности детей и взрослых. Сейчас общественница и активистка проходит обучение в Финансовом университете Москвы на курсе «Финансовое консультирование».
Мы попросили землячку дать несколько советов на достаточно актуальную тему «Мошенничества в сфере финансовых услуг».
В среднем 13 преступлений в сфере телефонного и интернет-мошенничества ежедневно регистрируются в республике. С начала года жители Коми перевели аферистам 450 миллионов рублей. Из четырех тысяч таких преступлений в республике за год – три тысячи остаются нераскрытыми. Печальная картина складывается не только у нас в регионе, по всей стране статистика не лучше.
При этом, каждый четвертый обманутый житель Коми – пенсионер. Пожилые люди перевели мошенникам 140 миллионов рублей – треть похищенных денег всех потерпевших.
Самый частый вид мошенничества — телефонные мошенничества, связанные с пользованием финансовыми услугами:
Например, вы получаете СМС, которое содержит ссылку на неизвестный сайт, на который обязательно следует пройти и выполнить какие-то операции
(вероятнее всего, это фишинговый сайт). Часто приходят СМС, содержащее ссылку на неизвестный номер телефона, по которому следует перезвонить или направить сообщение (это номер мошенников – вероятнее всего, звонки / СМС очень дорогие, а на том конце вас введут в заблуждение). Порой СМС содержит сообщение о зачислении средств на ваш счет, а затем какой-то гражданин звонит или шлет СМС с другого номера, что средства перечислил ошибочно и надо бы вернуть (на самом деле первое СМС о средствах было не из вашего банка – надо проверять выписку по счету, а потом действовать).
Иногда СМС / электронное письмо содержит информацию о получении
вами крупного выигрыша; проходя далее по ссылкам вы узнаете, что для
его получения надо немного заплатить: комиссию за операцию и т.п.
(комиссию вы оплачиваете, ваши данные, возможно, украдены, никакого
выигрыша нет). Или вам звонят из банка и выражают обеспокоенность по поводу операций на вашем счете / вкладе (для разрешения проблемы у Вас могут попросить данные карты, включая CVV/CVC, предложить перевести
деньги на другой счет и т.д.).
Всегда актуальные и простые советы — как не попасться мошенникам
— Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
— Если вам приходит уведомление «Подтвердите покупку» и код,
а следом раздается звонок опять же от «рассеянного» человека, который
говорит, что по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит
продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники
пытаются выманить у вас код, чтобы списать с вашего счета деньги или
подписать вас на ненужный платный сервис.
— Никому не сообщайте персональные данные, а уж тем более
пароли и коды. Сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют
доступ к вашим деньгам.
-Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
-Проверяйте информацию. Если вам говорят, будто вы что-то
выиграли или c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать
свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и
перезвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне
вашей карты.
-Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности,
постарайтесь связаться с ними напрямую.
— Установите на компьютер антивирус – и себе, и родственникам.
Что делать, если мошенники все же украли деньги с карты?
1. Позвоните в банк (номер всегда есть на обороте карты
или на главной странице сайта банка), сообщите о мошеннической
операции и заблокируйте карту.
2. Запросите выписку по счету и напишите заявление о несогласии
с операцией.
3. Обратитесь с заявлением в отдел полиции по месту жительства.