Пой, струна! Ликуй, душа: как в Сыктывдине отметили День республики

Коми разменяла вторую сотню лет! Для человеческой жизни это невероятная дата, а республику можно считать совсем еще юной. Празднования волной прокатились по всему региону, не обошли стороной и Сыктывдин. Ключевыми здесь стали события, связанные с именами наших выдающихся земляков, прославивших родной край далеко за его пределами.

Ровесник республики

В Нювчиме традиционно прошел ежегодный фестиваль «Времен связующая нить», посвященный ровеснику нашей республики Прометею Ионовичу Чисталёву. Он обнаружил 15 прежде не известных коми национальных музыкальных инструментов, детально описал их вид, размеры, звучание и назначение. Прометей Ионович сформировал уникальную коллекцию из двухсот народных инструментов, изготовленных самими исполнителями.

Разумеется, основной частью фестиваля стал концерт, однако все началось еще до него. Ярмарка-продажа, творческие площадки, мастер-классы, например, по изготовлению берестяных рожков, стенд с образцами нювчимского кружева, а также посещение Дома-музея Прометея Чисталёва. Но когда начался концерт, все взгляды были прикованы только к сцене.

Честь торжественно открыть и вести вечер выпала народному хору им. П.И. Чисталёва, который к тому же выступил одним из проводников между зрителем и историей семьи ученого. Поприветствовала всех и глава района Любовь Юрьевна Доронина. Она отметила значимость фестиваля, а также выразила признательность директору Сыктывдинского музейного объединения Владимиру Николаевичу Муравьёву, назвав его таким же хранителем истории района, как Прометей Ионович Чисталёв, который            стал хранителем народной коми культуры.

Не мог не выступить с музыкальным подарком народный ансамбль «Зарава» им. В.Д. Марсова, ведь именно Прометей Ионович помог коллективу освоить многие народные инструменты, которые они по сей день используют в работе и гордятся их звучанием. Заслуженный работник Республики Коми Наталья Канова и ансамбль «Зарни туис» также приехали, чтобы поздравить организаторов праздника и публику.

Именно на этом фестивале зрителям впервые довелось увидеть почетных гостей, приглашенных для открытия выставки «Путешествие «Налимов» из Санкт-Петербурга в Выльгорт на родину мастера». Хранительница музея музыки Варвара Летягина привезла с собой балалайку образца 19 века, копию музейного экспоната. А заслуженный артист России Игорь Сенин под аккомпанемент студентки второго курса магистратуры Российской Академии Музыки имени Гнесиных Нелли Козак исполнил несколько произведений, в том числе совсем неожиданное для балалайки: «Маленькую ночную серенаду» Вольфганга Амадея Моцарта.

Каждые пять лет, на круглую для Нювчима дату, кто-то из его жителей получает звание почетного гражданина, однако в прошлом году с этим возникли проблемы, поэтому глава поселка Нина Вениаминовна Лыфарь решила отдать этот долг на фестивале, перед жителями и гостями. Диплом почетного гражданина получила Надежда Анатольевна Попова.

После концерта всех пригласили на уху из только что пойманной рыбы, а молодежь ожидала вечерняя дискотека.

В рамках фестиваля Дом-музей Прометея Ионовича Чисталёва за один день посетило более 200 человек. Днем он был открыт для всех желающих, а вечером в нем провели особую экскурсию для дорогих гостей: Любови Дорониной, народного хора «Зарава», Варвары Летягиной, Игоря Сенина и многих других.

«Народная песня – сердце родины! Только истинная народная песня способна внести свет в наши сердца» – именно это утверждение стало основной мыслью фестиваля памяти Прометея Чисталёва.

«Одел балалайку во фрак»

Семён Иванович Налимов. Его имя носят выльгортская музыкальная школа и группа «Балалайка» города Сыктывкара. Его называли «русским балалаечным Страдивари». Его инструменты до сих пор образцовые и до сих пор ценятся в среде профессиональных музыкантов. Некоторые из работ мастера все еще в ходу, а некоторые являются экспонатами.

В Музей истории и культуры Сыктывдинского района им. Э.А. Налимовой привезли четыре «налима» из Музея музыки Санкт-Петербурга. Это важное событие, ведь инструменты, изготовленные в Тверской области, впервые увидели родину мастера.

Торжественное открытие выставки состоялось в День Республики Коми и было приурочено к ее юбилею и 165-летию со дня рождения Семёна Ивановича Налимова. С инструментами приехали хранители музея Варвара Летягина и Наталья Литвинова. По словам Варвары Сергеевны, каждый из привезенных инструментов достоин долгого и тщательного изучения, в гуслях, например, механизм перенастройки такой, что его начинают использовать только сейчас, а Налимов встроил больше ста лет назад. Он не признавал станки, призванные упростить творцу жизнь, и делал все вручную, добиваясь индивидуального эталонного звучания для каждого инструмента, при этом на их изготовление уходило по месяцу и более.

 

С приветственным словом выступили заместитель министра национальной политики региона Вячеслав Попов и глава муниципалитета Любовь Доронина. Вячеслав Васильевич обратился к собравшимся сразу на двух языках: русском и коми. В первую очередь он поздравил всех с юбилеем республики и отметил уникальность события: редко когда в Коми приезжают творения мастера, работавшего в другом регионе. Любовь Юрьевна подчеркнула, что такая выставка – замечательный подарок для жителей и гостей Коми и Сыктывдинского района.

С музыкальными подарками выступили народный самодеятельный ансамбль «Свои, деревенские» из Кировской области, народная артистка Республики Коми Вера Булышева и заслуженная артистка Республики Коми Виктория Пыстина.

Как всегда, восторг зрителей вызвали музыкальные номера сыктывкарской группы «Балалайка» имени С.И. Налимова, которая своей игрой зарядила зрителя. Настоящим центром открытия выставки стало выступление Варвары Летягиной, познакомившей всех с балалайкой образца 19 века и традиционными русскими наигрышами, а также заслуженного артиста России Игоря Сенина с Нелли Козак, аккомпанирующей ему. В приезде Игоря Илларионовича был сюрприз: на самом деле в этот день в Выльгорт приехало не четыре, а целых пять «налимов», ведь он тоже играет на налимовской балалайке под номером 112. Он же привез с собой книгу Анатолия Пересады «Балалаечных дел мастер» о судьбе «русского Страдивари» — Семёна Ивановича Налимова.

Чем же уникальна судьба этого удивительного человека и чем важна его фигура в истории мировой музыки?

Когда-то реформатор русских народных инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра Василий Андреев влюбился в звучание простой балалайки, вроде той, что привезла с собой хранительница музея музыки, и захотел создать из нее настоящий академический инструмент. Но ни один мастер не брался за изготовление «примитивного» инструмента. Тогда судьба свела его с крестьянином-краснодеревщиком Семёном Налимовым. И дело пошло. Вместе они создавали эскизы, думали над строением инструментов. Но просто изготавливать инструменты академического уровня для Андреева было мало. Он обратился к Николаю Второму с просьбой о создании оркестра народных инструментов.

Позже оркестр объездил крупные города России, даже побывал в других странах. Например, в Америке, услышав его, говорили: «Как прекрасна русская душа», а во Франции, на Всемирной выставке в 1900 году, «отцы» русской балалайки были награждены медалями, Андреев – золотой, а Налимов – бронзовой.

Выставка инструментов Семёна Ивановича, открывшаяся в районном музее, позволяет не только насладиться шедеврами великого мастера, но и больше узнать о нем самом, заглянуть в душу тех людей, благодаря которым русская балалайка теперь известна по всему миру.

Культура любви

«…Культура – это духовная терапия. Она действует только тогда, когда есть согласие, есть взаимное понимание, есть терпимость, открытость новому…» – это высказывание известного ученого Василия Петровича Налимова стало темой для седьмой межрегиональной научной конференции «Налимовские чтения», посвященной сразу нескольким датам: столетию Республики Коми, 85-летию со дня рождения Эмилии Алексеевны Налимовой и 165-летию со дня рождения Семёна Ивановича Налимова.

Встреча в районном музее началась с вручения благодарственных писем Сыктывдинского музейного объединения за активное участие в реализации межрегионального проекта «Путешествие «налимов» из Санкт-Петербурга в Выльгорт на родину мастера». После чего с приветственным словом выступили новый руководитель Клуба ученых, существующего при музее, Надежда Лиханова и президент этого же клуба Евгения Шеболкина. Тему панельной дискуссии «Культура – это духовная терапия»  раскрыла кандидат исторических наук, директор центра «Наследие» Ольга Кузиванова: «Наш земляк Питирим Сорокин вплотную занимался не только социологией, но и культурой. Питирим Александрович выделил как один из основополагающих элементов культуры – любовь. Русская социально-философская мысль в целом всегда уделяла много внимания нравственным материям».

Все высказывающиеся в дальнейшем спикеры дополняли именно мысль о значении любви в культуре. Заслуженный артист России Игорь Сенин рассказал о любви, которую рождает искусство народных инструментов. «Все началось с любви Василия Андреева к звучанию балалайки. По его воспоминаниям, Василий Васильевич сидел на крыльце, когда увидел, что от реки поднимается девушка с двумя полными ведрами на коромысле и пританцовывает под звуки неведомого музыкального инструмента. После чего Андреев увидел человека, чье имя вошло в историю. Дед Антип играл на простой балалайке, чему за неделю обучил и Андреева. И тот загорелся, влюбился в инструмент. Но он имел отличное музыкальное образование. А значит, не мог остановиться на обычной крестьянской балалайке, потому решил сделать из нее инструмент академического уровня. Искал мастеров, пока не нашел Семёна Налимова, вкладывал все свои деньги, упрашивал государя создать оркестр. И на одной лишь любви к народным инструментам добился того, что теперь его называют человеком, который «одел балалайку во фрак».  А Налимов, перенявший эту любовь, вкладывался в каждый отдельный инструмент. Если взять три похожие балалайки его авторства, они будут очевидно отличаться друг от друга, оставаясь на очень высоком уровне».

Преподаватель Колледжа искусств Республики Коми Надежда Чашникова подошла к теме с другой стороны. Она рассуждала о том, как каждый человек в ансамбле должен чувствовать другого исполнителя и даже дала возможность всем присутствующим ощутить это единство. Надежда Анатольевна раздала участникам встречи различные коми народные инструменты и создала импровизированный ансамбль.

Прозвучавшие на конференции предложения и идеи будут предложены для реализации  администрации района.

Анна ВОЛОГДИНА, фото автора.