Практически каждый год, а то еще и не раз, всей своей большой семьей мы ездим на север Коми, в Вуктыльский район, старинный поселок Усть-Соплеск, на малую родину мужа.
Попасть туда непросто от слова совсем. Мы и застревали на неочищенной дороге в новогоднюю ночь (дорога – это громко сказано, скорее, направление), и прорезали облака на вертолете, и рассекали по разлившейся реке на лодке и катере… Но оно того стоит! Роскошный вид на Уральские горы и величественную Печору прямо с крыльца дома, живописные скалы, минеральные источники по периметру поселения, рыба размером с маленьких китов и большие гастрономические радости Севера… Но обо всем по порядку.
Цветут цветы
Как неизлечимый фанат и поклонник цветов я всегда с удовольствием погружаюсь в изучение, вернее, в любование местной флорой и яркими коврами из нее. На финише мая здесь вовсю цветут подснежники, самые настоящие, коих так неистово жаждала капризная героиня сказки «Двенадцать месяцев». Здесь и не кажется, что они занесены в Красную книгу: очаровательные белые, желтые, сиреневые головы заполоняют берега, таежные опушки, лес. Услада глаз.
Вскоре компанию им составят скромные купальницы, колокольчики, ромашки, зверобой, марьин корень, медуница, иван-чай. Растет здесь и дикая валериана. В общем, аленький цветочек выглядел бы здесь очень скромно.
Поедем поедим
Нельзя не поведать о гастрономических изысках коренных жителей. Возможно, им это все уже давно приелось, но для меня – в новинку. Центральная «фигура» здешнего гастрономического рая, конечно же, рыба. Никогда не забуду, как однажды зимой увидела в кастрюле размером с бак налима местного улова. Крокодил, не иначе. Минимум приправ, соль, но вкус так хорош – где там морепродуктам! Сиг и хариус только с крючка невероятно вкусны как на костре и сковороде, так и в копченом «формате».
В эти места мы ездим в мае, и нет-нет да и попадается рыбка с икрой. Местные немного присаливают ее и намазывают на хлеб. Не знаю, как «заморская баклажанная», но печорская икра – огонь!
Реки и скалы
Отчий дом мужа стоит на берегу, в месте слияния двух рек, Малого Соплеска и красавицы Печоры. И все это великолепие на фоне гор. Никакие полярные комары (а они здесь размером с пятирублевую монету) не могли отогнать меня от этой красоты на закате. Река становится полифоничной, многоцветной, как лоскутное одеяло: на востоке царит фиолетовой, на западе – нежно-розовый, сиреневый, пурпурный. Где-то синь, где-то сочная зеленка. Зеркало природы. Возле правого берега река настолько чистая, что кажется, до дна рукой подать. Но глубина – метра два-три.
Есть здесь еще одно наше коронное место. Добраться до него можно или на машине, чтобы любоваться сверху, или на лодке по Малому Соплеску, чтобы не порадовать глаз снизу. Скалы. Огромные исполины высотой порядка 100 метров, протяженностью почти полкилометра. Дух захватывает и не отпускает.
Интересно побывать и на развалинах точильного завода, промысел на котором велся с 17 века. Говорят, он был построен по наказу самого Петра I. Сюда приезжали для работы крестьяне со всего Коми края. Здесь до сих пор находят старинные ножи, инструменты, которые уже органично входят в природный ландшафт.
Радиация и минерализация
Поселок окружен различными источниками. Есть сероводородный, который остался после точильного промысла. По рассказам местных, раньше он бил ключом, а специфический запах стоял даже в сорокоградусные морозы. Но его засыпали, и сейчас он превратился в небольшой ручей. Есть в поселке радиоактивный источник «У Моисея» (по расположению вблизи с домом жителя, обладавшего таким редким именем). По пробам вода непригодна для питья, ее радиоактивный фон превышен, однако употреблявший ее Моисей прожил до ста лет. Настоящая минералка течет километрах в пятнадцати от поселка. Пей не хочу. В Соплеск часто приезжают геологи, берут пробы и изучают все эти удивительные водные ресурсы. Здесь – россыпь лесных озер, каждое из которых особенное, и о каждом любой местный расскажет с дюжину легенд.
Лучше гор – только горы
Зимой и летом в ясную погоду вид на Уральские горы завораживает. А отлично их можно рассмотреть с вертолета, который летает в поселок в период весенне-осенней распутицы.
– Мама, глянь, холмы. И снег наверху! – всегда радуются дети.
Есть к чему стремиться
Усть-Соплеск граничит с заповедной рекой Щугор, легендарными воротами Национального парка «Югыд ва», его пещерами и другими достопримечательностями. Муж все это, конечно, видел не раз. Я же, каюсь, пока вкусила не все прелести этих мест. Мечтаю увидеть великолепие северных красот глубже и изнутри, сплавляясь по местным речкам. Надеюсь, в скором времени это желание осуществится.
Ложка дегтя
Жаль, но вся эта красота очень труднодоступна. Усть-Соплеск, словно остров, до которого проблематично добраться зимой и летом. Но этот «остров» обитаем, а люди каждый год вынуждены бороться за существование. Здесь живет около полусотни человек, но нет ни больницы, ни аптеки, ни путного магазина. Очень часто обитатели глубинки оказываются отрезанными от «большой земли», в том числе зимой, когда не чистят дороги. А этот сезон – единственная возможность для жителей что-то завезти, будь то стройматериалы или техника, которую не поместить в катер. Но это уже совсем другая история.
Мы глубоко убеждены, что наша жизнь вне «Нашей жизни» должна быть яркой и густо окрашивать привычные серые будни в сочную палитру впечатлений!
Продолжаем цикл публикаций об отдыхе сотрудников газеты.
Виорика ГОЛОВИНА, фото автора.