«Нашу продукцию ценили все»: Людмила Иванова о сфере общепита в советское время

В четвертую субботу июля в нашей стране традиционно отмечался День работника торговли. Люди старшего поколения помнят, что в советское время всем рулили ОРСы (Отделы рабочего снабжения). Это было предприятие государственной розничной торговли, которому подчинялись магазины, столовые, включая школьные, пекарни, кулинарии, склады и др. В преддверии знаковой даты нам посчастливилось пообщаться с уникальной представительницей данной сферы Людмилой Николаевной Ивановой из Выльгорта.

«Славное время»

За 33 года в советское время она прошла путь от рядового технолога до начальника отдела общепита, а в непростые 90-е, когда ОРСы упразднили, была назначена заместителем начальника  «Хлебторга». По-следние 13 лет трудилась в одном их предприятий общепита Сыктывдина и даже изобрела для него некоторые виды выпечки. Это настоящий корифей сферы торговли.

Начиная беседу, Людмила Николаевна говорит: «Я помню все: и дефицит, и расцвет в советской торговле, и колбасу по 2 рубля 20 копеек за килограмм, и знаменитые котлеты по-киевски из мясной лавки Выльгорта. Славное было время, приятно вспомнить!».

Родилась Людмила Иванова в 1949 году в Печоре, после школы окончила с красным дипломом  техникум советской торговли (ныне – Сыктывкар-ский торгово-экономический колледж) по специальности технолог общественного питания. В 1970 году попала по распределению в Вычегодский ОРС.  Вспоминает, что в 80-х годах, при реорганизации, в его структуру влились точки общепита и торговли Сыктывдинского и Корткеросского районов.

Проверяли каждую копейку

– В 7подчинении ОРСа было большое хозяйство: 30 столовых и несколько хлебопекарен, в том числе в Сыктывдине. Все это приходилось курировать. Могло быть так, что сегодня, скажем, я выехала в Зеленец или Гаръю, а завтра уже спешила  в заречный Озёл. Помню, тогда плавали через реку на катере. Из-за сплава древесины порой к берегу было не пристать, тогда мы быстренько перебегали прямо по бревнам с баграми в руках.

Прибыв на место, пробовали на вкус продукцию, проверяли соблюдение по весу норм всех ингредиентов: муки, соли, дрожжей и прочих составляющих, а также цены, которые должны были четко соответствовать себестоимости товара. Судите сами: если кто-то накинет на товар лишние 2-3 копейки, и это всплывет, мог и на ковер к начальству попасть. А за какие-либо нарушения при процессе изготовления и продаже товара можно было слететь со своего рабочего места.

– Я дотошно проводила калькуляцию сырья и готовой продукции, но скажу честно: в Сыктывдине у нас никаких нареканий в этом плане не возникало. Более того, девочки-умелицы готовили в кулинариях, столовых и пекарнях так, что в тот же Нювчим или Гарьинский поселок приезжали и поесть, и взять с собой выпечку аж из Сыктывкара, не говоря уже о находящихся там транзитом водителях, строителях и прочей братии. Нашу продукцию ценили все! В Нювчиме, в частности, многие любили покупать баранки,  –  дополняет наша героиня.

От пекарни до банкетов

–  В 80-х годах коллектив Вычегодского ОРСа не на шутку подружился с болгарами, работавшими на лесозаготовках в удорском Усогорске.  Наведывались туда орсовцы, взяв над ними некоторое шефство. Гости северного края очень удивлялись сытным коми шаньгам и рыбникам (черинянь), с азартом перенимали рецепты их приготовления. А заодно учились у сыктывкарцев и сыктывдинцев секретам общения с местными жителями. Ведь им тоже нужно было продавать в своих магазинах разную продукцию (был свой четкий план по сбыту),  – продолжает собеседница.

В свое время предприятия общепита не только реализовывали товар в розницу, но и отвечали за специальные заказы на банкеты. Пышные по тем временам столы готовили по случаю праздников работника лесного хозяйства, сельского хозяйства, советской торговли, накрывая их в крупных столовых и залах учреждений Выльгорта и Сыктывкара. Сами орсовские технологи выступали в роли официанток.

Также она подмечает интересный факт. В советское время в пекарнях и точках общепита тогда работали люди самых разных национальностей: в Максаковке, к примеру,– представители немецкой диаспоры, в Нижнем Чове и Сыктывдине было больше коми. Несмотря на разность менталитетов, все болели душой за общее дело и к покупателям относились хорошо (по просьбам трудящихся могли и приберечь буханку-другую, зная, что те же лесники поздно заканчивают работу).

И технолог, и массовик

– В то время существовал план, и каждое предприятие должно было еще и выполнять норму по производству и реализации продуктов. К счастью, ни в кулинариях, ни в столовых, ни в магазинах продукция не залеживалась, – вспоминает Людмила Николаевна. – Почему все раскупалось? Да то же мясо тогда было натуральное, без добавок. Привезут, допустим, полтуши коровы. Мы из нее фарша накрутим, котлет налепим, а потом еще и отчитываемся перед вышестоящими органами, какое количество   вышло. Из говядины варили супы, борщи, а особо народ обожал гуляш и поджарку. Как сейчас помню, обед школьника стоил всего 30 копеек,  а полноценный обед взрослого – примерно 60-80 копеек.

За образцовое обслуживание банкетов, участие в соцсоревнованиях, выполнение и перевыполнение планов были установлены премии. Так, Людмила Николаевна за добросовестный труд дважды награждалась поездками на юг: вместе с коллегами отдыхала в Алуште.

– Вообще, коллектив у нас был дружный, каждый чувствовал надежное плечо товарища. Случись в чьей семье беда – помогали всем миром. А если у кого прибавление в семействе либо кто квартиру получил – неизменно все скидывались на подарок. Особенно интересно отмечали Новый год, День работника торговли и 8 Марта. Собирались всем составом: Сыктывкар, Сыктывдин и Корткеросский район. Порой в один зал набивалось человек до 80! А я еще и массовиком-затейником была: вела мероприятие, развлекала детишек потешками и конкурсами, нарядившись в Бабу Ягу или еще в кого, – ностальгирует Людмила Иванова.

Министра оставили без хлеба  

В 70-80-е и позднее предприятия общепита организовывали торговлю и во время массовых мероприятий: будь то выборы или спортивные старты. Людмила Николаевна вспоминает, что, в числе прочего, приходилось обслуживать крупные состязания на Республиканском лыжном стадионе. Вместе с другими технологами и продавцами она облачалась в коми костюмы (шубки с узорами) и потчевала яствами участников и зрителей этапа Кубка мира по лыжным гонкам, а также других российских и республиканских чемпионатов.

– Нельзя было ударить в грязь лицом, – говорит она. – Мы торговали в деревянной столовой, расположенной на лыжном стадионе, бутербродами, выпечкой и даже коньяком. Хотя ни одного пьяного я там не видела: видимо, люди умели соблюдать меру. А еще мне памятно, как я встречала на финише спортсменов, в том числе нашу живую легенду Раису Петровну Сметанину. Публика была – просто какой-то ревущий котел! И мы в нарядных малицах добавляли колорита спортивному празднику. Здорово было!

Но случались и курьезы. Раз мы торговали на лыжном стадионе в палатках, в 30-градусный мороз продавая пироги и чай, дрожащими руками отсчитывали сдачу покупателям (палатки, кстати, не раз сносило ветром). Как-то один из приезжих министров сделал спецзаказ: несколько пышных двухкилограммовых буханок белого хлеба. Технолог Иванова передала просьбу высокого гостя девчатам-пекарям из Выльгорта. Увы, из-за суеты получился испорченный телефон: им послышалось, что надо испечь черный хлеб. «Утром ошибка обнаружилась, я проплакала весь день. По шапке, правда, попало не мне, а заведующей. А уже потом высокое спортивное начальство успокоило: мол, не переживайте, гость перевел все в шутку и уехал», – дополняет она.

Пережили и радости, и ЧП  

– Мне везло на хороших людей, иначе бы не доросла до замначальника крупного предприятия, – признается собеседница газеты. – В «Хлебторге» я отработала с 1996 по 2005 годы. Нам подчинялись несколько пекарен, включая и сыктывдинские. В былые времена в день могли выпекать по 5-6 тонн хлеба и булочек. И ничего не залеживалось. Происходили у нас и ЧП. Порой техника на пекарнях выходила из строя, тогда бежали экстренно ее ремонтировать. Иногда электричество отключали в Мандаче или Озёле, и пекарям приходилось месить тесто вручную в больших котлах – лишь бы на утро на прилавках лежал свежий хлеб. Попробуй без него целый поселок оставить! Зато как хвалили нашу продукцию рабочие – чуть ли не в министерство благодарности писали!

Чего мы только с моими коллегами ни пережили! Но лично мне все было нипочем: ведь и в общепите, и в торговле я была как рыба в воде.

В 2000-х добавилось головной боли: в России ввели требования по обязательной сертификации хлебобулочной продукции. Но с честью выдержала Людмила Николаевна и это испытание, а все потому, что любила и любит свое дело до сих пор. Даже находясь на даче, она звонит и консультирует коллег. А они благодарят ее за передачу опыта, душевную теплоту и даже изобретение новых видов выпечки.

Что ж, завершая рассказ, скажу: на таких болеющих за дело душой людях держалась и держится сфера общепита, безусловно, тесно связанная с торговлей.

Елена МУЗЫКАНТ, фото из архива героини.