11 января исполнилось 85 лет со дня образования архивного отдела администрации Сыктывдинского района. В честь такого знаменательного события окунемся в историю формирования архива, узнаем о методах обработки информации и познакомимся с уникальными раритетными экспонатами архивного отдела. Обо всем этом побеседуем с хранителями ценных находок – архивистами.
Возвращение к истокам
Отсчет времени работы районного архива ведется с января 1937 года. На тот период в Сыктывдине не было помещений, которые соответствовали бы условиям содержания документов. В архиве было более десяти фондов, которые хранились при райисполкоме.
В апреле 1939 года все архивы, в том числе республиканский и районные, передавались в ведение властей Коми АССР. Положение отделов на тот момент было плачевным, архивные документы в Сыктывдинском райисполкоме находились в беспризорном состоянии. На работу принимались люди, не обученные архивному делу, неграмотные, чаще всего с образованием 5-7 классов.
В 1952-1956 годах Сыктывдинский райархив находился в частном доме, хозяин которого отвечал за его сохранность. При этом помещение не отапливалось, не было в нем и электрического света. На ночь оно закрывалось на замок, а дверь опечатывалась.
В январе 1963 года в связи с изменением административно-территориального деления республики проводилась работа по слиянию районных государственных архивов. Корткеросский был объединен с Сыктывдинским и находился в Выльгорте. Через два года они вновь были разъединены.
В 1974-м наш архив переехал в новое кирпичное помещение райисполкома, а под архивохранилище было выделено подвальное помещение – сырое, с плохой вентиляцией и тусклым светом.
Основная работа районного архива сводилась к разборке, систематизации и формированию фондов, сдаче их в центральный архив на постоянное хранение, исполнению социально-правовых вопросов. Чуть позже, с 1992 года, он начал сбор и описание фотодокументов по истории Сыктывдинского района и документов личного происхождения.
Весна 1997 года для всего архивного отдела обратилась нелегким испытанием. Во время паводка подвальное помещение райисполкома было затоплено. Пострадали практически все документы…
В 2002-м архив был переведен в одно из зданий сельхозтехникума, в котором располагается и по настоящее время.
Архипутешествия
Капитаны райархивного корабля часто менялись. За период с 1937 по 1951 годы их было более 15 человек. С мая 1951-го хранилищем документов заведовала Тамара Попова, проработав в этой должности десять лет. Тридцать лет им руководила Валентина Суховеенко. С 2002 года, тринадцать лет, «рулила» Антонина Турлакова. А с 2015 года по настоящее время у штурвала стоит Елена Изъюрова.
Сегодня в архивном отделе находится около 40 тысяч документов, в том числе более двух тысяч фотографий, каждая из которых лежит в отдельном конверте.
К слову, зафиксированное на бумаге историческое наследие хранится в определенных условиях. Словно таинственный замок, помещение окутано кромешной тьмой. Окна полностью занавешены, а температура не превышает +17 градусов. Тем не менее, архивисты приспособились к такой «атмосфере» – запаслись теплыми вещами.
Свои будни хранители крупиц истории проводят в так называемых путешествиях по району.
– Дело в том, что в каждом документе хранится информация из разных уголков Сыктывдина. И, чтобы узнать часть исторического прошлого того или иного населенного пункта, нам не обязательно туда выезжать. Достаточно найти необходимую полку стеллажа. Такое занятие затягивает надолго. Например, мы часто «бываем» в Ыбе или Палевицах, – рассказывает о ежедневных архипутешествиях Елена Александровна.
Поле для исследований
На данный момент рабочий день специалистов состоит из обработки запросов. Зачастую люди обращаются с вопросами о начислении пенсии, выделении земельных участков и их границах. При работе с обращениями архивисты напрямую взаимодействуют с Пенсионным фондом, районным и городским судами, администрациями сел.
– Часто в архивах люди ошибочно запрашивают документы ЗАГС, суда и полиции. Но у нас их нет и не будет, поскольку у этих ведомств свои архивы, и они тоже хранят документы такое количество лет, которое регламентируется положениями и законами. Поэтому помочь в составлении своей родословной могут Национальный архив и ЗАГС, – информирует заведующая районным архивом.
Помимо этого, к специалистам часто обращаются за помощью в предоставлении информации для работы над исследовательскими проектами.
– Так, недавно школьник занял первое место на заочной республиканской олимпиаде. В своей работе он анализировал, как освещались выборы в районной газете в 1963 году. Кроме архивных номеров издания, мы предоставили ему необходимые для исследования избирательные протоколы за тот год. Приятно, когда есть обратная связь с исследователями и они благодарят нас, делятся своими умозаключениями. Таким образом, информация, хранящаяся в райархиве, помогает анализировать историю, политику прошлого времени и делать выводы, – приводит пример Елена Изъюрова.
Находка для архивиста
Подобно оценщикам антиквариата, архивисты детально и кропотливо изучают документы, которые передаются им на хранение организациями района.
– Сначала мы анализируем и выявляем особенности. Например, визуально можем определить, все ли документы нуждаются в дополнительной подшивке и склейке, каков объем предстоящей работы. Далее сортируем документы на те, с которыми можно работать дальше (например, лицевые счета, приказы), и другие, уже более не имеющие ценности в соответствии с законодательными сроками хранения. Затем систематизируем и сшиваем документы по их типам (бухгалтерские, управленческие, кадровые). И, наконец, составляем опись, – разъясняет специалист архивного отдела Юлия Мальцева.
В руках профессионалов за один день может побывать от одного до двадцати документов: все зависит от вида работ, их ценности и информативности. Некоторые из них архивисты находят интересными и значимыми даже в масштабах республики.
– Любопытно, что иногда нас заинтересовывает не само дело, а то, что вокруг него. Оказывается, раньше мало кто фиксировал информацию на бумаге, все записывали на обрывках газет. Поэтому наше внимание часто привлекают именно старые подшивки периодики, которые хранят в себе дух прошлой эпохи. Например, недавно мы обнаружили издание 1936 года, в котором было опубликовано эксклюзивное стихотворение Сергея Михалкова «Про сны», которого в интернете сейчас и не найти, – делится исторической находкой специалист архивного отдела Светлана Грумандь.
– Впечатляют и занимательные выписки из газет. К примеру, раньше публиковали имена и фамилии тех, кто хотел их поменять. Так, Агриппина меняла имя на Евгению, Иуда – на Юрия. Однажды меня заинтересовал вопрос о том, какие в далеком прошлом в нашем районе существовали имена. Я стала выписывать из архивных документов, на мой взгляд, самые необычные, – сообщает Елена Александровна.
Заведующая архивным отделом поделилась с «Нашей жизнью» составленным списком. Вот некоторые имена и отчества, встречающиеся среди документов архива: Сицилия Леонтьевна, Афродита Фёдоровна, Леонида Марьяновна, Армильда Викторовна, Ариофагита Васильевна, Эрнестина Эдуардовна, Текуса Дмитриевна, Альдона Юльевна, Арганджела Борисовна, Леонарда Юльяновна, Венделин Венделеевич, Либерадуч Вильгельмович, Никтополион Александрович, Разумник Разумникович, Алфей Михайлович.
Современный подход
Порой работа архивиста представляется в глазах обывателя рутиной. Но районное хранилище истории доказывает обратное. Поиски бумажных «кладов» не оставляют равнодушными даже самых юных непосед. Казалось бы, понятия «архив» и «квест» – совершенно несовместимые. Однако сотрудники отдела устраивали для ребят такого рода приключенческие игры.
При выключенном свете, в полнейшей темноте, им необходимо было найти определенный документ. Благодаря таким заданиям у ребят развиваются навык работы в команде, взаимодействие с архивной описью и внимательность. Дети учатся искать информацию не только в интернете. Таким образом, в игровой форме даже ребенок может понять принцип работы архивного отдела и заинтересоваться этим.
К сожалению, в период пандемии такого рода мероприятий, экскурсий для школьников и личных приемов райархив не устраивает. Туда можно обратиться через портал Госуслуг, электронную или обычную почту.
Елена ВИШНЯКОВА. Фото автора.