35 лет – пора расцвета и зрелости

В Коми в 1984 году началась история предприятия, которому довелось пройти множество испытаний и в новом тысячелетии стать флагманом сельхозотрасли северного региона. Сегодня на счету «Птицефабрики Зеленецкой» – 90 процентов мяса птицы и почти треть животноводческого производства в республике. Продукция всегда популярна, отличается исключительным качеством и пользуется повышенным спросом покупателей.

«В несколько раз» – именно этой фразой можно выразить достижения предприятия. Сегодня здесь трудятся более полутора тысяч человек, тогда как начинали с двух сотен работников. Производство мяса бройлеров идет на десятки тысяч тонн в год. Постоянно расширяется ассортимент: сейчас только из мяса птицы – более 160-ти наименований продукции. Некоторые показатели превышают даже мировые, в частности, это касается выращивания бройлеров на полу: если во всем мире выращивают 40-50 килограмм с квадратного метра, то «Зеленецкая» – 60 килограмм. И по другим параметрам – работа на высоте.

Взлеты и падения

Неплохой старт предприятию дал его первый директор Владимир Рыдзевский. Строительно-монтажные работы первого пускового комплекса на три миллиона голов велись с января 1980 года. В феврале 1984-го в инкубаторий заложили первую партию племяйца, первые цыплята появились 27 февраля. Уже в 1985-м реализация мяса – 3122 тонны, через год она выросла более чем в два раза.

Вторым директором птицефабрики стал Юрий Красновский. Именно под его руководством предприятие достигло своего первого взлета и вышло на проектную мощность.

В 1991 году в стране еще была плановая экономика. Сколько выделить кормов, какую прислать технику, куда сбывать продукцию, какой план установить птицеводам – решало руководство региона. «Зеленецкая» выполняла план по различным показателям на 105-107 процентов.

Тогда ассортимент выпускаемой продукции состоял из двух-трех наименований. Покупатели знали только цыпленка потрошеного и полупотрошеного – и радовались любому, поскольку магазины не баловали изобилием.

В пору кризиса начала девяностых «Птицефабрика Зеленецкая» осталась на «вольных хлебах». Не стало централизованных фондов, никто не поставлял ни кормов, ни техники. В 1994 году директором предприятия был Виктор Кремер.

Опыта работы в условиях рынка никто не имел. Куры гибли от бескормицы, не было средств на закупку племяйца, на выплату зарплаты работникам. Местная птица, поступавшая на прилавки, была худой и неприглядной. Да еще в те годы на отечественный рынок хлынули американские «ножки Буша», более симпатичные на вид и дешевые. Цены на куриное мясо диктовали коммерсанты, и наши птицеводы не могли с ними конкурировать.

Второе дыхание

В марте 1995 года медленно умирающую «Зеленецкую» предложили возглавить Николаю Черному, тогда – главному инженеру птицефабрики «Сыктывкарской». Правительство Коми делало ставку на рачительного хозяина и высококлассного управленца, обещав ему помощь. Чтобы понять ситуацию, Николай Михайлович поехал на производство. Увиденное там повергло в шок: в птичниках – только пух и перья, последняя партия кур погибла в январе 1995-го из-за недостатка кормов. Он взял время на обдумывание, но потом все же согласился. 9 марта нового директора представили коллективу, который состоял из горстки специалистов. Почти 700 работников – отчаявшихся, измученных безденежьем и безнадегой людей, находились в отпуске без содержания, а многие просто уволились.

Восстановить производство без финансовой помощи извне не представлялось возможным. Для запуска птицефабрики даже на половину мощности требовалось 12,5 млрд рублей. Обещанную помощь – кредит в 7,5 млрд из бюджета республики – «Зеленецкая» получила. Больше брать не стали – предприятие еще не могло полноценно работать в новых условиях. Цена реализации не покрывала затраты. На выделенные деньги в июне 1995 года завезли племенное яйцо и возобновили производство по всей технологической цепочке. Одновременно искали пути сокращения производственных затрат. Ввели жесткий режим экономии энергоресурсов. Задумались и о производстве собственных кормов. Решили расширить ассортимент и улучшить качество продукции. В это время страна переходила с плановой экономики на рыночные рельсы. Многие предприятия не смогли переключить эту стрелку и канули в небытие. «Зеленецкая» выжила.

Тушку цыпленка стали разрубать на куски, и теперь покупатели могли взять по выбору окорочка, крылышки, шеи, филе, субпродукты. Появился и фарш. Ассортимент сырой продукции насчитывал уже 16 наименований. Птицеводы открыли колбасный цех.

К новоиспеченной колбасе покупатели поначалу отнеслись с недоверием, но выручил широко распространенный в то время бартер. Работники птицефабрики «на обмен» предлагали колбасу знакомым. Люди пробовали, им нравилось, а дальше на имидж предприятия работала народная молва. Так «Зеленецкая» и вошла в рынок.

Взяли под крыло

Между тем директор и главные специалисты ездили в другие регионы, интересовались, как там птицефабрики справляются с трудностями, брали на вооружение все лучшее.

Своими силами и на голом энтузиазме построили кормоцех, который ввели в апреле 1997 года. Расходы на корма значительно сократились. В это же время перешли на высокопродуктивный кросс кур «Смена». Результаты сбалансированного кормления, правильного ухода и содержания птицы не заставили себя долго ждать… Появилась возможность реконструировать прежние и строить новые цеха.

В 2008-м к «Зеленецкой» присоединили одноименный свинокомплекс. После масштабной реорганизации здесь появилась современная котельная, был построен передовой санитарный пропускник. Климат в залах, где выращивается поголовье, контролирует автоматика. Много внимания уделяется племенной работе. Благодаря этому суточный прирост на стадии откорма достигает 900 грамм. Все это позволяет ежегодно выращивать более 55 тысяч голов свиней.

Этот опыт позволил сильной компании взять в 2016 году под крыло обанкротившуюся «Сыктывкарскую птицефабрику». Для дальнейшего развития предприятия потребовалось вложить порядка 200 миллионов рублей, чтобы выкупить имущество и погасить задолженность перед кредиторами, Пенсионным фондом, сделать ремонт.

Началась глубокая модернизация. В кратчайшие сроки установлена и начала работу новая голландская яйцесортировочная машина мощностью до 45 тысяч штук в час. Это позволило наладить выпуск диетического яйца.

На работу – с душой

Но главная гордость «Зеленецкой» во все времена – рабочий коллектив. В самую трудную пору спасательным кругом была команда единомышленников, сейчас многие из них уже ветераны, и благодаря их преданности и самоотверженности птицефабрика продолжает успешно трудиться. «Из дома – в дом, – говорят люди про поход на работу. –  И все идет к лучшему». На предприятии много династий, а это говорит о его стабильности, дети воспитаны на уважении труда родителей и тянутся к этому же производству.

Молодых сотрудников на «Зеленецкой» много. Попасть сюда непросто, но молодежь стремится, что неудивительно: птицефабрику без сомнения можно назвать социально ориентированной организацией. Позиция ее директора Николая Черного однозначна: «Очень важно, чтобы человек шел на работу с душой, люди должны находиться в достойных, комфортных условиях».

В ногу со временем

Птицефабрика занимается и благотворительностью: помогает учреждениям культуры, образования, здравоохранения, детским домам, ветеранам и поддерживает развитие спорта в Республике Коми. Все масштабные преобразования происходят за счет собственных средств. На предприятии работают 1500 человек, а саму птицефабрику по праву называют лучшим образцом применения современных технологий, предприятием с высокой производственной культурой.

При таком подходе к делу все планы успешно претворяются в жизнь. «Зеленецкая» расширяет сеть магазинов – в 60 собственных торговых точек ежедневно доставляются свежие продукты. Есть фирменные магазины с золотым цыпленком в Кирове, продукцию птицефабрики найдете и на прилавках Архангельской области и Санкт-Петербурга.

«Зеленецкую» можно смело назвать лидером среди предприятий Коми, и не только сельскохозяйственных. Птицефабрика стабильно входит в двадцатку лучших в России, считается предприятием европейского класса и даже по международным стандартам его продукция отличается высоким качеством. Это регулярно подтверждается медалями и дипломами отраслевых конкурсов и ярмарок. В честь 35-летия предприятию остается пожелать побольше идей и воплощения их в жизнь.

Подготовила Юлия ЧУПРОВА.

Фото из архива редакции и «Птицефабрики Зеленецкой».