В августе 1991 года не стало трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Боевая биография летчика-аса – теперь славная страница отечественной истории. Иван Никитович был легендой при жизни, став самым результативным летчиком времен Великой Отечественной войны. Неоценимы его профессиональные заслуги и в начавшейся после нее войне в Корее. В этой кампании под командованием прославленного пилота выпала честь служить нашему земляку, уроженцу Выльгорта Виталию Ватаманову. Надо признать, что и сам Виталий Степанович – личность незаурядная. Вот что рассказал о нем его сын Сергей Ватаманов.
Родился Виталий Ватаманов 4 января 1928 года в Выльгорте. В 1948 году окончил пединститут по специальности «учитель истории». Во время учебы познакомился с сыктывкаркой Диной Морозовой, которая стала его женой. Многие сыктывдинцы помнят Дину Ивановну как выдающегося педагога, почетного гражданина Выльгорта.
Сергей Витальевич приводит воспоминания родителей о студенческих годах: «Тогда, в середине 1940-х, работал Слободской рейд, именуемый в народе максаковский сплав. Там в обязательном порядке работали студенты – баграми бревна катали. И попробуй опоздай – будут серьезные последствия! Мама до Максаковки из города бежала, а отец – из Выльгорта, напрямую через Кочпон-Чит. До села ведь тогда пешком и на лошадях добирались…»
Трудовую деятельность по профессии молодой учитель Виталий Ватаманов начал сразу с должности директора школы – в Богородске (Корткеросский район). Проработал там недолго – в 1949-м призвали в армию.
Воздушные победы
Сначала – курсантом школы младшего авиационного состава ВВС Московского военного округа в Переславле-Залесском. («Через 30 лет туда попал и я – в ракетные войска стратегического назначения», – удивляется совпадению Сергей Витальевич.) Далее – старший писарь и мастер по авиавооружению в военной части Москвы. А потом, как значится в его личном деле, была «правительственная командировка» в Китай и Корею – то есть на войну за независимость Кореи (в ходе которой она разделилась на Северную и Южную). Диспетчер и оперативный дежурный по авиаперелетам Виталий Ватаманов координировал действия советских и союзных летчиков. «Мой отец – первый в Выльгорте воин-интернационалист, – не без оснований гордится Сергей Ватаманов. – Он вспоминал наши знаменитые реактивные истребители МиГ-15, которые тогда только появились на вооружении Советской Армии и сразу завоевали уважение как союзников, так и противников».
Главкомом ВВС тогда был сын вождя Василий Сталин, а командиром легендарной 324-й истребительной авиационной дивизии служил знаменитый Иван Кожедуб. В 1948 году Иван Никитович освоил реактивный МиГ-15, но сам в боевых вылетах не участвовал – из-за строгого запрета командования. Под его началом в ходе войны в Корее летчики дивизии одержали более двух сотен воздушных побед, в которых есть заслуга и нашего земляка Виталия Ватаманова.
«Американцев они одолели. Бабушка рассказывала, что после дембеля отец гордо ходил по Выльгорту, – с улыбкой вспоминает Сергей Витальевич. – Из «командировки» он приехал в кожаном реглане, привез большой китайский термос фирмы «Дружба» и личную благодарность от Мао Цзедуна».
Но о службе в армии осталась и горькая память – на войне как на войне. В Корее Виталий Степанович заболел малярией. «Как лечили? Тулуп накинули и водки дали, – рассказывает его сын. – Были осложнения – отец потом всю жизнь часто моргал. Это и помешало ему впоследствии закончить военное летное училище. Поступить-то он поступил, даже помню его курсантскую форму, но потом начала стремительно развиваться реактивная военная авиация, медкомиссия была усиленная, и отца забраковали…».
Учил и строил
После армии, в 1953 году, Виталий Ватаманов работал учителем истории в Зеленце, через год был переведен преподавателем и директором в ипатовскую школу. В 1957 году – пычимская школа, где учительствовал, был и завучем, и директором. 1962 году в том же поселке возглавил вечернюю школу рабочей молодежи… «Потом открыли ЛПК, и пычимцы стали постепенно переселяться в Эжву. Школу в поселке закрыли, отца перевели в Выльгорт заведующим РОНО, затем новое повышение – он зампред райисполкома (благо в армии окончил вечернюю дивизионную партийную школу).
В этой должности Виталий Ватаманов добился строительства в райцентре новой кирпичной школы, ставшей гордостью села – Выльгортской школы № 1. «В этой инициативе его поддержал секретарь райисполкома Виталий Евгеньевич Шишкин, – рассказывает Сергей Витальевич. – Совхоз в районе тогда был мощный, стройка такого масштаба была ему по плечу. Отец сказал: уже 70-е годы XX века на дворе, надо строить дом для совхозников. Шишкин и с этим согласился. Так в райцентре возвели первую пятиэтажку – дом № 10 на улице Гагарина за торговым центром… На центральной площади села, где сейчас сцена, стоял памятник воинам Великой Отечественной войны – диск автомата ППШ – тоже инициатива отца. Зачем убрали – не знаю, хороший памятник был…».
«Никаких похорон»
Виталий Ватаманов много успел сделать для села и для школы № 1, которую возглавил: благоустраивал, заботился о ее процветании, поощряя развитие талантов… С его поощрения помещения школы хорошо оформляли умельцы, – вспоминает Сергей Витальевич. – Помню: на стене была изображена сцена, как наш герой Николай Оплеснин переплывает Волхов – очень красиво сторож Лукич маслом нарисовал. Для школьного ансамбля отец купил ударную установку и электрические гитары – их только-только привезли в сыктывкарскую «Мелодию». В группе участвовали Анатолий Синяк, Сергей Скобелев, я… Наш ансамбль назывался «Дети Афродиты», – улыбается собеседник.
Виталий Ватаманов многое сделал, но мог гораздо больше… В самом расцвете сил – в возрасте 48 лет – его сразил инфаркт…
«Было это 4 ноября. А 7 ноября – главный государственный праздник: День Великой Октябрьской Социалистической революции… Приехал первый секретарь Коми обкома КПСС Иван Павлович Морозов, кстати, троюродный брат моей мамы. Сказал ей: «Дина, не сметь хоронить 7-го! Демонстрация будет, нельзя омрачать…» Мне тогда было 16 лет, хорошо помню эти события.
Прощались с Виталием Степановичем возле его детища – школы. Очень много народу провожало его в последний путь, были в автоколонне и черные правительственные «Волги»… Но главное – благодарная память о нем родных, учеников, жителей Выльгорта, наша с вами.
Юлия ЧУПРОВА. Фото из архива С. Ватаманова.