По законам природы

15 сентября — день лесника!

«Берегите лес!». Для кого-то это просто призыв с плаката. А для него это профессия, дело жизни. Наш герой – лесник без малого с 30-летним стажем, а ныне один из доблестных стражей Государственного природного заказника республиканского значения «Белый» Иван Орлов.

В 1981 году Иван Павлович приехал из Пермского края в сыктывдинское село Часово. Выучился на техника-лесовода. Работал в Часовском лесничестве, Чернамском лесоохотничьем хозяйстве.

Часовское лесничество в ту пору входило в состав Сыктывдинского мехлесхоза. Территория – 36 тысяч гектаров на восток от деревни Красной до границы с Корткеросским районом. На вооружении у Ивана Орлова был трактор-трелевочник ТДТ-55. С помощью этой техники проводил лесные мероприятия: подготовку почвы, прокладку минерализованных полос, чистку квартальных просек и обновление квартальных столбов, вырубку бракованных деревьев и пиловочника на заказ, подготовку путей к выделам: «Ведь лес не везде одинаковый растет, бывает такой кривляка!»
На тракторе даже посев елки пробовал делать. К ТДТ-55 крепился плуг ПКЛ-70 и специальная коробочка на колесе. Во время движения от трения о землю емкость поворачивается и высыпается несколько семян. Но сеять по вырубкам таким способом очень сложно – там в основном  делали посадки вручную. Приступали обычно после 9 мая – когда снег в лесу сходил.

Конечно, и ручного труда хватало – взять хоть рубку ухода (осветление леса) неудобными длинными секирами.

С лесозаготовителями особых проблем не было – только мелкие нарушения, которые решались и исправлялись на месте. А вот в тушении пожаров приходилось участвовать много. На тракторе делали защитные полосы, но в основном «щитом и мечом» были ранец и лопата.

«Верховые пожары случались нечасто, на беломошнике в основном низовые. Их старались локализовать тракторами, но и с ранцем бегали. Два ведра воды через сетку в него заливаешь, идешь по фронту горения и ручным насосом воду на огонь посылаешь: струей или распылом. Хорошо, если водоем рядом… Одному с таким снаряжением там, конечно, и делать было нечего. Привлекали помощников, местное население. Пожары возникали большей частью из-за молний или если костер кто-то оставлял. Хотя люди в лесу были и есть в основном аккуратные, злого умысла никто не имеет, но бывает досадная халатность…» – говорит собеседник.

Животный мир в лесу живет по своим законам. Не раз находил лесник разорванных волками лосей. Однажды раненый сохатый, спасаясь от хищников, забрел в ров с водой и там сгинул. «О гибели животных часто узнаем по кружащим черным воронам – куарканам по-коми. Они быстро падаль находят, – говорит Иван Павлович. – Росомахи в лесу можно не бояться, она раньше почувствует человека и просто не подпустит его близко – скроется. Медведь, если не раненый, тоже старается избегать встречи с людьми. Косолапого можно увидеть в поле на овсах или если дорогу переходить будет… Года два назад прямо сюда на КПП в мою смену приходила медведица с двумя медвежатами.
Сейчас много говорят, что медведи разгулялись, выходят к поселениям. А причина тому – человек нарушил их лесные угодья, у нас большие площади леса вырублены. Раньше деревья валили зимой, сейчас же – круглогодично. На механизированных вырубках портится почвенный покров и, как следствие, теряется кормовая база для лесных жителей. Медведи в основном питаются ягодами, однако не откажутся и от другой пищи, если подвернется. Но не надо их подкармливать, пытаться приручить – такое случается на трассах, люди с машин дают зверю еду. И ведь не думают о том, что для него разобрать машину – как спичечный коробок открыть!.. Если встретился медведь, надо его «шугать», чтобы людей боялся».

Раньше штат лесников был намного больше. Собеседник рассказал, что велся учет живности на территории, была возможность контролировать численность лесных жителей. В Часовском лесничестве, которое относилось уже к Чернамскому государственному лесоотничьему хозяйству, полтора десятка лесников делали обходы угодий по временам года, особенно зимой, когда эту информацию можно по следам «прочитать». «В летне-осенний период вели наблюдение за водоплавающей птицей. У нас в основном утки – гуси и лебеди здесь не селятся, есть только пролетные, – говорит Иван Павлович. – В Чернаме делали специальные волока – для охоты на лосей, готовили хорошо просматриваемую стрелковую линию, на ней строили вышки, с которых стреляли в зверя, пригнанного загонщиками. Я уже этого не застал, но так и волков лесники офлажковывали и отстреливали. Для медведей засевали овсом поля, а рядом – вышки для отстрела ставили».

Не обходилось в работе лесника и без ЧП. Когда Иван Орлов работал в Чернамском лесоохотничьем хозяйстве, фиксировал факт незаконной вырубки леса. «Прямо возле ухтинской трассы сосняк за ночь свалили, по нужному размеру распилили, сгрузили и увезли, даже сучки не обрубали… – с болью в голосе говорит он. – И как было уследить, ведь все лесохозяйственные работы тогда уже отдали на откуп частникам».
В 2004 году Иван Павлович вышел на пенсию, но работать не перестал. В то время много леса выделялось для вырубки, опытного специалиста приглашали отводить лес – выделять делянки. «Какая-то фирмочка отхватила в Чернаме хороший лес. Где-то 600-800 кубов свалили, а вывезти не смогли – пропали куда-то. Отдуваться пришлось Чернаму. Ведь делянки надо убирать, чтобы было меньше вредителей. А если лес год полежит – уже не та сортность, поэтому и вывозят сразу после рубки», – говорит собеседник.
Обращались за помощью к леснику-стажисту и дальше. Но теперь его основная работа – охрана заказника «Белый», ценного своими мхами и лишайниками, славного дичью, ягодами и грибами.

«Со стороны Студенца заповедник охраняется круглый год, а с нашей, палевицкой, – с мая до выпада снега. Погулять по этому лесу – большое удовольствие. Но, конечно, основная масса людей приходит в грибной и ягодный сезон. В урожайные годы прямо возле КПП разворачивают пункт приема дикоросов. Четыре года назад был небывалый урожай – тройной выход грибов. А вот прогнозов – грибным будет лето или нет – уже никто не даст, природа сильно изменилась. Бывают ли нарушители пропускного режима? Во время дежурства моего напарника на КПП медведь приходил – не знаем, был ли у него пропуск, имелась ли местная прописка (улыбается).

Кстати, напомню: в этом году, как и в предыдущие, въезд на территорию заказника «Белый» для грибников и ягодников строго по пропускам, выданным республиканским Центром обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий. Разрешение дается на один день и на конкретное транспортное средство. Исключение сделано для жителей  сельских поселений «Палевицы» и «Часово», а также поселка Студенца Усть-Вымского района. Чтобы въехать на территорию заказника, им достаточно показать документ с пропиской. Если оставить машину у пропускного пункта, а дальше двинуться пешком, то пропуск не понадобится. Так что добро пожаловать и – удачи в лесу!

К слову, 26 сентября Государственному природному заказнику республиканского значения «Белый» исполнился 30 лет!

Юлия ЧУПРОВА. Фото автора.