Архиважно: интервью с архивистом Еленой Изъюровой

В минувший вторник, 10 марта, в нашей стране отмечался День архивов. Ровно 300 лет назад, в 1720 году, 28 февраля по старому стилю  Петр Великий подписал первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав», который  положил начало государственной российской архивной службе.

О том, что хранится в святая святых районного архива, с какими запросами туда можно обращаться  и о новых формах работы архивистов «Нашей жизни» рассказала заведующая архивным отделом администрации Сыктывдина Елена Изъюрова.

В Ыбе жили финны, поляки и цыгане

– На данный момент самые популярные запросы в районный архив – поиск родственников, активно ищут погибших или участвовавших в Великой Отечественной войне. Чаще всего мы даем консультацию, но помочь, к сожалению, не можем. Редкий случай, когда фамилия пропавшего промелькнет в каких-либо административных документах и его след обнаружится, – говорит Елена Александровна. – Самому старому документу, который хранится в районном архиве, в этом году исполняется 100 лет. Это переписка по Шешкинскому (Шошкинскому) волисполкому.

На основании только одного архивного документа ино- гда можно по крупицам собрать историю села. В домовой книге Ибского сельского совета за 1939-1946 годы имеются сведения о том, кто приезжал на проживание (постоянное или временное – отпуск, учеба) на территорию сельского совета. К примеру, удалось найти сведения о том, что в Ыбе располагался Дом инвалидов (интернат), где поправляли здоровье инвалиды войн. Эта же книга сообщает исследователю, что сюда были переселены жители Карело-Финской Республики. Опять же с Ыбом связана еще одна интересная находка: здесь жила учительница польской школы, ребенок-поляк учился и жил в интернате. Согласно архивным документам в Выльгорте находился польский детский дом, затем его перевели в Пажгу. Интересен также факт, что в Ыб были направлены эвакуированные ленинградские блокадники. В документах значится, что их привезли в коми село не на реабилитацию, а на работу…

Домовая книга сообщает нам и о том, что в Ыбе непродолжительное время проживали цыгане, которые потом переехали в Выльгорт.

Находка какого-нибудь интересного факта наталкивает архивных работников на поиск более подробной информации.

Пострадал Мефистофель

Есть у меня находки, которые нынешнего обывателя могут позабавить, однако в реалиях того времени это было отнюдь не смешно.

К примеру, заявление на желтой бумаге, датируемое 28 февраля 1975 года, на имя директора Часовского совхоза Шулепова С.Е. от доярки Б. гласит: «Прошу выдать натуроплату деньгами, так как теленка не могу держать из-за сена». То ли сено мешает, то ли его отсутствие…

На грани комичного – внутренний приказ директора Нювчимского чугунолитейного завода В.М. Варюшина, датируемый 4 января 1990 года. Без ретуши: «3 января 1990 года завхозом завода (фамилию не указываем из этических соображений – прим. авт.) в кабинете директора устроен дебошь, в результате чего была разрушена карандашница в художественном исполнении в виде «Мефистофеля» – цена – 30 рублей, а также разбито оконное стекло размером 1200х420 мм – стоимость стекла и работа – 5 рублей, и тем самым был нанесен убыток в размере 35 рублей. В целях возмещения убытков, нанесенных заводу, приказываю главному бухгалтеру завода удержать с завхоза сумму нанесенного ущерба в размере 35 рублей. Для принятия мер административного воздействия на завхоза направить документы в ОВД Райисполкома через участкового т. Забалуева С.Б.»

В архиве должно быть темно холодно

На втором месте у сельчан запросы по установлению законных владельцев частных домов, записи о которых имеются в похозяйственных книгах, их сдают в районный архив все поселения Сыктывдина. Однако в районном архиве имеются документы только за непродолжительный период, ранее все сдавалось в Национальный архив, поскольку в Выльгорте не было условий для хранения. Кстати, условия для хранения документов – это определенная влажность, кромешная темнота, окна должны быть полностью занавешены, а температура не превышать +17С. Такая «атмосфера» некомфортна для человека, но необходима документам, тем более что все документы – длительного или постоянного срока хранения. А человек привыкает ко всему, мы просто одеваемся потеплее и зимой и летом.

Часто в архивах люди ошибочно запрашивают документы ЗАГСа, суда и полиции. Но у нас их нет и не будет, поскольку у этих ведомств свои архивы и они тоже хранят документы то количество лет, которое регламентируется положениями и законами. Поэтому если возникла необходимость составить свою родословную, обращайтесь за помощью в Национальный архив и ЗАГС.

Несколько лет назад в районный архив поступило множество запросов по данным работников совхоза «Сыктывкарский», включенных в список на выделение паевых земель. Создалась даже очередь, и архивные работники один день в неделю целенаправленно занимались только пайщиками. Сейчас этот бум прошел, поступает буквально два-три таких запроса в год. Список, в котором более пятисот фамилий пайщиков 2000 года, есть в районном архиве. Ответ на запрос данных как здравствующих, так и умерших совхозников можно получить лишь после доказательства родственной связи.

Также в районном архиве можно совершенно бесплатно получить информацию по таким вопросам: кому выделялся земельный участок; кем, кому и когда выдавалось разрешение на строительство дома; можно узнать стаж и место работы, если человек трудился в Сыктывдинском районе, сведения о награждениях званиями «Ветеран труда», «Победитель соцсоревнования», данные о выходе женщин в декретный отпуск, а также получить консультации по многим другим вопросам по мере наших возможностей. Кстати, в районном архиве разрешается пользоваться своей техникой: отснять интересующий документ на фотоаппарат или смартфон. Запросы можно направлять по почте, электронной почте или по факсу.

Записала Наталья КУЗНЕЦОВА. Фото предоставлено Еленой Изъюровой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *