Архиважно: интервью с архивистом Еленой Изъюровой

В минувший вторник, 10 марта, в нашей стране отмечался День архивов. Ровно 300 лет назад, в 1720 году, 28 февраля по старому стилю  Петр Великий подписал первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав», который  положил начало государственной российской архивной службе.

О том, что хранится в святая святых районного архива, с какими запросами туда можно обращаться  и о новых формах работы архивистов «Нашей жизни» рассказала заведующая архивным отделом администрации Сыктывдина Елена Изъюрова.

В Ыбе жили финны, поляки и цыгане

– На данный момент самые популярные запросы в районный архив – поиск родственников, активно ищут погибших или участвовавших в Великой Отечественной войне. Чаще всего мы даем консультацию, но помочь, к сожалению, не можем. Редкий случай, когда фамилия пропавшего промелькнет в каких-либо административных документах и его след обнаружится, – говорит Елена Александровна. – Самому старому документу, который хранится в районном архиве, в этом году исполняется 100 лет. Это переписка по Шешкинскому (Шошкинскому) волисполкому.

На основании только одного архивного документа ино- гда можно по крупицам собрать историю села. В домовой книге Ибского сельского совета за 1939-1946 годы имеются сведения о том, кто приезжал на проживание (постоянное или временное – отпуск, учеба) на территорию сельского совета. К примеру, удалось найти сведения о том, что в Ыбе располагался Дом инвалидов (интернат), где поправляли здоровье инвалиды войн. Эта же книга сообщает исследователю, что сюда были переселены жители Карело-Финской Республики. Опять же с Ыбом связана еще одна интересная находка: здесь жила учительница польской школы, ребенок-поляк учился и жил в интернате. Согласно архивным документам в Выльгорте находился польский детский дом, затем его перевели в Пажгу. Интересен также факт, что в Ыб были направлены эвакуированные ленинградские блокадники. В документах значится, что их привезли в коми село не на реабилитацию, а на работу…

Домовая книга сообщает нам и о том, что в Ыбе непродолжительное время проживали цыгане, которые потом переехали в Выльгорт.

Находка какого-нибудь интересного факта наталкивает архивных работников на поиск более подробной информации.

Пострадал Мефистофель

Есть у меня находки, которые нынешнего обывателя могут позабавить, однако в реалиях того времени это было отнюдь не смешно.

К примеру, заявление на желтой бумаге, датируемое 28 февраля 1975 года, на имя директора Часовского совхоза Шулепова С.Е. от доярки Б. гласит: «Прошу выдать натуроплату деньгами, так как теленка не могу держать из-за сена». То ли сено мешает, то ли его отсутствие…

На грани комичного – внутренний приказ директора Нювчимского чугунолитейного завода В.М. Варюшина, датируемый 4 января 1990 года. Без ретуши: «3 января 1990 года завхозом завода (фамилию не указываем из этических соображений – прим. авт.) в кабинете директора устроен дебошь, в результате чего была разрушена карандашница в художественном исполнении в виде «Мефистофеля» – цена – 30 рублей, а также разбито оконное стекло размером 1200х420 мм – стоимость стекла и работа – 5 рублей, и тем самым был нанесен убыток в размере 35 рублей. В целях возмещения убытков, нанесенных заводу, приказываю главному бухгалтеру завода удержать с завхоза сумму нанесенного ущерба в размере 35 рублей. Для принятия мер административного воздействия на завхоза направить документы в ОВД Райисполкома через участкового т. Забалуева С.Б.»

В архиве должно быть темно холодно

На втором месте у сельчан запросы по установлению законных владельцев частных домов, записи о которых имеются в похозяйственных книгах, их сдают в районный архив все поселения Сыктывдина. Однако в районном архиве имеются документы только за непродолжительный период, ранее все сдавалось в Национальный архив, поскольку в Выльгорте не было условий для хранения. Кстати, условия для хранения документов – это определенная влажность, кромешная темнота, окна должны быть полностью занавешены, а температура не превышать +17С. Такая «атмосфера» некомфортна для человека, но необходима документам, тем более что все документы – длительного или постоянного срока хранения. А человек привыкает ко всему, мы просто одеваемся потеплее и зимой и летом.

Часто в архивах люди ошибочно запрашивают документы ЗАГСа, суда и полиции. Но у нас их нет и не будет, поскольку у этих ведомств свои архивы и они тоже хранят документы то количество лет, которое регламентируется положениями и законами. Поэтому если возникла необходимость составить свою родословную, обращайтесь за помощью в Национальный архив и ЗАГС.

Несколько лет назад в районный архив поступило множество запросов по данным работников совхоза «Сыктывкарский», включенных в список на выделение паевых земель. Создалась даже очередь, и архивные работники один день в неделю целенаправленно занимались только пайщиками. Сейчас этот бум прошел, поступает буквально два-три таких запроса в год. Список, в котором более пятисот фамилий пайщиков 2000 года, есть в районном архиве. Ответ на запрос данных как здравствующих, так и умерших совхозников можно получить лишь после доказательства родственной связи.

Также в районном архиве можно совершенно бесплатно получить информацию по таким вопросам: кому выделялся земельный участок; кем, кому и когда выдавалось разрешение на строительство дома; можно узнать стаж и место работы, если человек трудился в Сыктывдинском районе, сведения о награждениях званиями «Ветеран труда», «Победитель соцсоревнования», данные о выходе женщин в декретный отпуск, а также получить консультации по многим другим вопросам по мере наших возможностей. Кстати, в районном архиве разрешается пользоваться своей техникой: отснять интересующий документ на фотоаппарат или смартфон. Запросы можно направлять по почте, электронной почте или по факсу.

Записала Наталья КУЗНЕЦОВА. Фото предоставлено Еленой Изъюровой.