Слепить воедино: цикл публикаций о гончарном деле в Выльгорте

Продолжаем цикл публикаций об истории гончарного производства в Выльгорте, кропотливо и со вкусом подготовленный народным матером России Валерием Тороповым (на снимке).

В середине 1929 года был организован Коми областной союз кустарно-промысловых и лесных кооперативов (Кустпромсоюз). Такое решение партийных и советских органов края положительно отразилось на расширении ассортимента, развития кустарной промышленности, дальнейшем кооперировании кустарей. Если в 1927-1928 годах кооперированных кустарей было 20,9 процента от общего количества, то к концу 1930 года их фиксировалось уже 25,6 процента.

В обзоре Коми областной плановой комиссии об итогах выполнения задачи по развитию народного хозяйства области в первую пятилетку пишется: «…Лишь только за последний год кустарно-промысловая кооперация в связи с соответствующими правительственными решениями по ширпотребу начала перестраивать свою работу и в 1932 году дала продукцию на 3,5 процента больше плана…»

В 1933-1934 годах наблюдается значительный спад производства кустарной промышленности. В эти годы «…Давая задания по лесозаготовкам, снимали членов кустарной кооперации на другие работы».

Количество кустарей снизилось по Кустпромсоюзу с 1163 человек в 1931 году до 644 человек, а фактически работало 327 человек. Для поправки положения была утверждена программа на 1935 год, в которой обуславливался порайонный план развития кустарно-промысловой кооперации.

В постановлении комиссии давались четкие и конкретные разъяснения по каждому упущению в работе, наблюдавшемуся ранее. К примеру: «Установить, что основной первичной организацией промкооперации должна являться пром- артель из кустарей, колхозников и трудящихся-единоличников, а там, где доходы от промыслов выше доходов от сельского хозяйства, организуются промколхозы. В соответствии с этим поручить партийным группам промсоюза и ОблЗУ определить, какие артели промкооперации реорганизовать в промколхозы».

Доподлинно известно….

Такое направление работы кустарной промышленности дало хороший результат. За счет объединения и частичной специализации коренного населения по выпуску товаров культбыта и стройматериалов местная промышленность за три предвоенных года (с 1937-го по 1940-й) увеличила выпуск валовой продукции на 69 процентов. Надо отметить и то, что развитие мест- ной промышленности в это время происходило за счет роста числа предприятий, а не из-за качественных показателей работы. Отсутствовала машинная техника, низка была квалификация рабочих.

Мы можем только предположить, что на стыке ХIХ и ХХ веков в Выльгорте начали производить более качественную поливную гончарную посуду. Но нам доподлинно известно, что в 20-х- 30-х годах ХХ века такая керамика здесь производилась.

В Центре народных ремесел «Зарань» имеется пять больших сосудов, два из которых сработаны гончаром Михаилом Васильевичем Ватамановым (1896-1941) и датированы 1923-м и 1932-м годами. Один сосуд из пяти заглазурован только снаружи. Изделия необыкновенно гармоничны: четкий силуэт, пропорции, плавные линии, лепной, простой линейный по окружности декор, произвольный рисунок деревьев, птиц, скобообразных и прямых линий орнамента придают сосудам праздничный вид. Стекловидные глазури, подцвеченные окислами меди, и глубокий темный рисунок, выполненный кристаллами, делают сосуды более привлекательными.

Политая керамика была более эффектной, отвечала как вкусам выльгортцев, так и городского населения Усть-Сысольска. Она быстро раскупалась и развозилась по округе, и, вероятно, только поэтому в самом Выльгорте таких сосудов-медянок, которые использовались для хранения воды, находят немного.

Тогда, в 1930-е и 1940-е годы, в местечке Вичкодор в свободное от колхозной работы время занимались изготовлением глиняной посуды на рынок. Ремесленники ваяли изделия главным образом из своего материала. Изготовление материала гончарами было связано не только с предварительной подготовкой, но иногда и с закупкой необходимых ингредиентов и принадлежностей (дров, свинца).

Крынки да горшки

Древнее искусство обожженной глины у выльгортцев вплоть до 1938 года отмечено своеобразным методом формовки. Формование производилось техникой жгутового налепа. Я думаю, что такая техника формовки продукции в Коми сохранялась очень долго потому, что данные районы были удалены от развитых керамических цент- ров средней полосы, а приобретенный навык ремесла, быт, культура передавались из поколения в поколение. Старожилы еще помнят искусные руки мастеров своего дела: Егора Филипповича Ватаманова, Михаила Васильевича Ватаманова, Степана Алексеевича Налимова, Павла Степановича Налимова, Егора Налимова и других.

Подтверждение вышесказанному – работа комплексной экспедиции по Коми краю за 1947 год, где сказано, что в некоторых районах Коми АССР «женское гончарство сохраняется по настоящее время, причем сосуды изготавливаются самым примитивным способом – без гончарного круга, техникой налепа». А в статье «К во- просу о развитии традиционного ремесла Коми», опубликованной в 1986 году, кандидат исторических наук Г.Н. Романова отмечает, что «…В некоторых местностях были известны и другие способы ручной техники изготовления керамики: на реке Летке — формовка на моделях, в селе Нившера – лепка из цельного куска глины, а в деревнях по реке Локчим сохранялся древнейший способ обжига – напольный…»

В Выльгорте на реконструкцию ранее принадлежащей Kустпромсоюзу гончарной мастерской были затрачены достаточные средства для ее коренной перестройки, но… Выполняя Постановление Совета Министров СССР от 9 ноября 1946 года «О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья», местная промышленность наращивала производство необходимых товаров широкого спроса. С каждым днем все больше и больше поступало товаров в торговую сеть. В Коми АССР стали поступать некоторые промышленные товары с других предприятий страны, и в связи с этим Выльгортская гончарная мастерская прекратила выпуск роликов для электропроводки, рыболовных грузил и некоторых видов сосудов. Теперь гончары производили в основном домашнюю кухонную посуду: кружки, кашники, крынки и цветочные горшки.

Именно тогда мастера народного промысла впервые серьезно подумали об украшении своих изделий – людям хотелось радостной керамики. Роспись тех лет по сути своей была очень проста и одного цвета. Наносилась на изделие кистью. Больше 50 сосудов за смену художники не расписывали. Для росписи приглашали девчат, умеющих рисовать.

Художественное производство

В 1964 году при реорганизации райпромкомбината гончарная мастерская была передана Выльгортскому лесопункту того же лесничества. Сменилось и название мастерской, теперь она именовалась керамическим цехом.

В 1966 году начальник лесопункта Петр Федорович Глушко в местной газете сообщал: «Проведены изыскательные работы и составляется проектно-сметная документация на строительство керамического цеха». Цех строили хозспособом в кирпичном исполнении более двух лет – с 1966-го по 1968-й.

В 1971 году в цехе была пущена в работу новая электропечь муфельного типа мощностью 35 киловатт. Годом раньше в гончарный цех после окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища приехала выпускница Лида Фиалкова, закончившая отделение художественной керамики. Она была первым художником-специалистом на Выльгортском гончарном промысле.

1972 год для керамического цеха оказался знаменателен и тем, что часть выпускаемой продукции была отнесена к изделиям народных художественных промыслов. Цех получил название «Цех по производству художественной керамики Выльгортского лесопункта». Такое наименование было присвоено неслучайно: вплоть до середины 1972 года в подчинении Выльгортского лесопункта находилась сувенирная мастерская, которая позднее была преобразована в Сыктывкарское экспериментальное предприятие народных художественных промыслов. Лидия Прохоровна Фиалкова переехала в город вместе с вновь образованным предприятием. В 1970 году производством художественной керамики занималось три человека, в 1972 году – восемь, в 1975 году – 10, в 1981 году – 25 человек.

Цех из года в год наращивал производство товаров народного потребления и к концу 1975-го по сравнению с 1970-м выпуск изделий художественной керамики возрос в семь раз. В техническом отчете «Управления развития народных художественных промыслов и производства сувениров» Министерству местной промышленности (Минместпрому) РСФСР за 1975 год отмечено: «…Выльгортский лесопункт (цех по производству художественной керамики) выпускает художественные керамические изделия из майолики. Объем производства художественных изделий составляет 70 тысяч рублей или семь процентов от валового выпуска продукции. Стоимость основных промышленно-производственных фондов – 1005 тысяч рублей. В перспективе к 1990 году намечается довести производство художественных изделий из керамики до 200 тысяч рублей…» Далее при анализе ассортимента отмечается: «…Из керамических изделий – только цветочные горшки с белой ангобной росписью…»

(Продолжение следует.)