Настоятель нювчимского храма — о трёх августовских Спасах

В августе по церковному календарю отмечаются три Спаса. О подлинном значении этих праздников, на которые в народе принято освящать первый урожай, «Нашей жизни» рассказал настоятель храма в п. Нювчим иерей Иоанн Коюшев. 

–  Само название Спас указывает на то, что данные торжества связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом. В народной же традиции все три праздника нашли отражение в аграрном календаре и ассоциируются с созвучным словом «запасаться», поскольку приходятся на август – время сбора урожая. Да, это наслоение существует, и в нём нет ничего страшного. Но когда происходит перекос сугубо в аграрную сторону и исчезают христианские истоки праздника, – это неправильно, – считает отец Иоанн.

Медовый

Отмечается 14 августа. Связан с праздником Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По церковному преданию, в древнем городе Константинополе началась эпидемия, с которой люди не могли справиться. Священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и освятили ею местные водоёмы. После этого болезнь исчезла.

– По традиции в этот день пасечники откачивали первый мёд и вкушали его после освящения в храмах, – напоминает батюшка. – Но важно знать, что, если даже мы будем употреблять продукт до Спаса, ничего плохого не произойдёт. Поскольку речь всё же о народной традиции, которая не может быть безоговорочным руководством к действию. Также в этот день мы, священнослужители, совершаем чин освящения воды. Кроме того, с 14 августа начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Верующие, кому позволяет здоровье, отказываются на этот период от молочных и мясных продуктов.

Яблочный, или Черничный

Связан с праздником Преображения Господня, отмечается 19 августа. В этот день православные вспоминают события на горе Фавор. Когда Иисус привёл туда своих учеников, во время молитвы лицо и одежды Спасителя воссияли неземным светом.

– На юге или в центральной части России  в храм приносят яблоки, а у нас, в Коми, закрепилась  традиция освящать в этот день чернику. Можно ли вкушать плоды и ягоды до освящения? Можно, и в этом нет никакого греха. Освящая яблоки и другие плоды и ягоды, церковь просто наполняет людские труды Божией благодатью. То есть мы как бы приносим Богу эти дары и освящаем их, потому что Господь и является их подателем. Но никоим образом это не является магическим ритуалом, после чего они якобы обладают чудодейственной силой, – подчёркивает собеседник.

В народе на второй Спас принято было готовить всевозможные блюда из яблок: варенье, компот, пироги, салаты. Освящённые плоды и блюда из них подавали гостям и нуждающимся.

Ореховый, или Хлебный

– Этот Спас отмечают на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, то есть 29 августа. Он связан с перенесением из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. Церковное предание гласит, что царь Эдессы Авгарь отправил Иисусу письмо с просьбой помочь избавиться от проказы. Прочитав обращение, Христос умылся приготовленной для него водой и вытер лицо полотенцем (убрусом). Полотно, на котором отпечатался лик Спасителя, доставили в Эдессу. Царь, приложившись к нему, сразу исцелился от недуга. 29 августа 944 года святыню перевезли в Константинополь, – продолжает настоятель.

В Коми этот праздник чаще именуют Хлебным Спасом, поскольку на зырянской земле издавна выращивали ряд зерновых культур.

– Мы не делаем догмой освящение земных плодов, а наставляем прихожан по возможности прийти в этот день в церковь, чтобы пережить, оживить в своей памяти упомянутые события, – говорит отец Иоанн. – Кстати, в храме с. Пажга в этот день отмечают престольный праздник, поскольку он освящён в честь Нерукотворного Спаса.

Елена МУЗЫКАНТ.

Фото предоставлено Иоанном Коюшевым.