«Делимся зарядом полезной энергии»: секретами воспитания, ритуалами и легендами делится воспитатель Лилия Ландышева

В нашу редакцию обратились родители ребят, в разное время отдыхавших в лэзымском санатории, и попросили написать в газете о воспитателе Лилии Ландышевой. «Наши дети всегда приезжали после смен под её руководством на позитиве, отдохнувшие, весёлые, а ещё стали намного самостоятельнее», — признались они. Некоторых озорников Лилии Борисовне даже удавалось на путь истинный наставить, убедить не совершать плохие поступки.

Секретами воспитания, ритуалами и легендами Лилия Ландышева поделилась с корреспондентом «Нашей жизни».

На работу – с восторгом

«Однажды у моей дочки, которая была в санатории, испортилось зарядное устройство для мобильного телефона. Я решить эту проблему не могла, потому что допоздна работала. Так Лилия Борисовна дозвонилась до моего сына, попросив приобрести и привезти сестре «зарядку». Дочка была счастлива! А ведь даже я не могла убедить сына, которого обычно не раскачаешь на такие «подвиги». Значит, у воспитателя есть свои волшебные секреты, – уверена одна из мам.

В Коми Лилия Ландышева приехала в юном возрасте с Украины. Поступила в университет, получив по окончании диплом учителя истории и обществознания. По распределению попала в школу Инты, где проработала до 2000-х годов. К слову, до сих пор помнят её выпускники, звонят, переписываются.

В 2002-м Лилию Борисовну пригласили в Лозымский санаторий на должность воспитателя старших групп. Под её крылом находятся подростки 12-15 лет (6-9 классы). С тех пор прошло 22 года, но на работу педагог всегда идёт, по её словам, «с желанием и восторгом». Родители и дети специально выбирают заезды, в которых трудится Лилия Борисовна, и с нетерпением ждут очередной встречи.

Особый метод

В санатории ребята проходят лечение и оздоровление. Есть среди них и трудные подростки, к каждому из которых нужен свой подход. Но для нашей героини они не проблема: своя методика наработана давно. По её словам, это тренинги, легенды, ритуалы, сплочение и создание команды, повышение самооценки детей.  А что это за легенды?

– Мы находимся в сосновом бору. Здесь у нас есть Дерево Желаний, Плача, Жениха и Невесты и другие. Я сочинила более 20 легенд, которые рассказываю своим подопечным, – поясняет Лилия Ландышева.

Все, кто хоть раз побывал у воспитателя, помнят эти сказания.

– Самое удивительное, что столько лет прошло, а молодой человек, который когда-то давно был в моей группе и сейчас защищает Родину, служа в СВО, однажды в отпуске признался: «В окопе я ваши легенды ребятам рассказываю. Успокаивает!».

Четыре дня без гаджетов

Ещё один важный момент воспитания – ритуалы. К примеру, специальная тетрадь, куда записываются все необычные и курьёзные ситуации; кричалки-благодарности в столовой, которые подростки придумывают на ходу. Блюдёт воспитатель и чистоту речи у ребят: так, при произнесении слова «блин» тут же исправляться на «прелесть-прелесть». Что называется, и в шутку, и всерьёз.

Лилия Борисовна приучает своих воспитанников к самостоятельности: к примеру, заправлять кровати. И здесь тоже ритуал. Когда всё убрано и все готовы встретить педагога, то выстраиваются наверху, а наша героиня поднимается к ребятам под аплодисменты. На вечерней линейке она всегда рассказывает какой-либо случай из жизни. Потом все встают в круг, кладут руки на плечи друг другу, желают спокойной ночи и ещё чего-нибудь, типа «чтобы нам завтра повезло».

С первого дня заезда ритуал таков. Первым в помещение заходит воспитатель, далее – девочки. Остальные выстраиваются в «коридор», выставляя вперёд ладони. Лилия Борисовна, проходя сквозь него, задевает ребячьи ладошки и придумывает пожелания: «Сегодня у вас будет хороший день», «Сегодня встретишь друга» и тому подобное.

Что касается гаджетов, то тут разговор особый. Называется он «Сутки независимости». На 24 часа воспитанники забывают о своих телефонах, родители предупреждены, что до детей им в этот день не дозвониться. Однажды вышло так… Сутки прошли, начались вторые. Их тоже решили провести без гаджетов. Потом у Лилии Борисовны случился выходной. На связь вышли родители и, узнав, в чем дело, попросили продлить «независимость» ещё на сутки. Ребята согласились. В итоге получилось четыре дня без гаджетов.

«Учат быть лучше»

Родители благодарят талантливого воспитателя, и дети – тоже. Когда в один из заездов Лилия Ландышева оказалась в больнице, мальчишки и девчонки снимали и присылали ей видео с посылом: «Мы вас ждём!». Даже на телефон ей поставили рингтон – песню «Ландыши». Такой вот сюрприз. Когда раздаётся звонок, звучит музыка, все начинают подпевать. А некоторое время назад она получила письмо, где парнишка, побывавший в санатории в 2017 году, в деталях вспоминает и описывает, как всё было.

Отметим важный момент: процесс воспитания в старших группах двусторонний. Лилия Борисовна учит своих подопечных, но и сама многому учится у них.

– Во-первых, они учат меня тому, что имеют желание быть лучше, умению их слушать. Я на работу лечу, как на крыльях! –  продолжает Лилия Ландышева.  – С трудными ребятами тоже стараюсь найти общий язык. Даю им поручения. Например, проследить, чтобы все поставили обувь в сушилку, или назначаю главнокомандующих – на улице скользко, поэтому держим девочек за руки, – добавляет воспитатель и резюмирует беседу простым правилом. – У ребят практически нет свободного времени. Я всегда их чем-то занимаю. Ну и система команды важна – мы работаем вместе. Им хорошо со мной! Значит, делимся друг с другом зарядом полезной энергии.

Оксана ТЮРНИНА.

Фото из архива воспитателя.