О верности делу: вспоминаем о педагогах и о том, как проходили уроки в Сыктывдине в эпоху 70-80-х годов

Как бы быстро ни бежало вперёд время, которое меняет мир, внедряя в него инновационные технологии, профессия учителя была и остаётся одной из важнейших. Преподаватель из покон веков служит проводником для юных умов в мир знаний. В профессиональный праздник вспомним, чем жили советские учителя в Сыктывдине? Как проходили их уроки? Предлагаем окунуться вам в эпоху 70-80-х годов.

Начало 70-х годов. Ударники и наставники

Образ достойного учителя в ту пору – это активный участник коммунистического строительства, агитатор и пропагандист, причём не только воспитатель детей, но и участник борьбы за подъём народного хозяйства и культуры любимой Родины.

На страницах газеты из раза в раз фигурировали имена выдающихся педагогов района:

«Много лет выступают пропагандистами учителя Ыбской школы Александра Колегова и Мария Томова. И всегда приходится удивляться, как они успевают быть всюду.

Учитель является учителем до тех пор, пока он учится. Поэтому он как губка должен впитывать в себя знания, чтобы передавать их учащимся.

Именно так живёт заслуженный учитель Коми АССР, преподаватель физики Николай Стародубцев. Закончив очно физико-математическое отделение учительского института, он поступил заочно на физико-математический факультет педагогического института и успешно завершил учёбу. Николай Леонтьевич вдумчиво готовится к каждому уроку.

Другой наставник – Степан Налимов относится к тому поколению учителей, за плечами которых большая жизненная школа. 32 года преподаёт он ребятам историю. Степан Иванович всегда оказывает помощь молодым учителям, активно участвует в общественной жизни, ведёт работу с учениками по изучению истории села Выльгорта. Под его руководством собран богатый материал по школе, оформлены стенды».

Те, на которых держится школа

В «районке» тепло отзывались и о директорах образовательных учреждений. Так, например, доброй, общительной, всегда готовой помочь в любом вопросе, прослыла среди сельчан директор Поингской школы Мария Попова. Вот что о ней писали в газете:

«Мария Ивановна – выпускница естественного факультета Коми государственного педагогического института. Шесть лет назад приехала в Поингу, а три года уже является директором школы. Плоды её работы налицо. B последние годы в школе значительно улучшился учебно-воспитательный процесс. Успеваемость в 1971-1972 учебном году составляла 98 процентов. Поинга посёлок один из дальних. Не всегда можно сразу попасть в районный центр. Несмотря на это, в школе хорошо оформлены предметные кабинеты, учащиеся своевременно обеспечиваются учебниками, одеждой.

Благоустроен пришкольный участок, организовано лесничество, в летние месяцы ежегодно создаются детские оздоровительные площадки. В последние три года нет отсева из первых-восьмых классов школы. И в этом немалая заслуга её директора Марии Поповой».

1975 год. Языком цифр

«Школы района заканчивают пятилетку c успеваемостью 98,6 процента, повысив её за эти годы на 3,3 процента. Ликвидирована двухсменность, уменьшился отсев учащихся без окончания восьми классов. Окрепла материально-техническая база, построены новые школьные здания в Палевицах, Часово, Ново-Ипатово, Яснэге, на Птицефабрике. Сделаны пристройки классных комнат в Пажге, Шошке и Слудке. Пополнились оборудованием и наглядными пособиями школьные кабинеты и мастерские.

В этом году коллектив учителей района успешно справляется с заданиями по завершению среднего образования: из 654 выпускников восьмых классов овладевают средним образованием 625. Из них 375 восьмиклассников продолжают учёбу в девятых классах общеобразовательных школ. Успешно справились с планом направления восьмиклассников в девятые классы Выльгортская, Яснэгская, Ыбская, Поингская, Слудская, Ново-Ипатовская и Часовская школы.

Наши образовательные учреждения укомплектованы опытными кадрами: из 223 учителей 4-10 классов 200 человек имеют высшее и незаконченное высшее образование, 25 учителей и воспитателей учатся заочно в педагогических вузах».

1977 год. Изюминки методик

Директор Яснэгской средней школы Александра Великая отзывается об учительнице Татьяне Изъюровой:

«Учительница Яснэгской школы Татьяна Изъюрова использует интересную методику в обучении ребят. Готовясь к тому или иному уроку, педагог применяет таблицы, диаграммы, схемы, материалы партийных съездов и программу КПСС, технические средства. Всё это помогает учащимся лучше усваивать новый материал, воспитывает у них гражданскую зрелость.

Татьяна Васильевна не ограничивается только учебным материалом. Школьники расширяют свой кругозор, участвуя в различных вечерах, диспутах, беседах.

Помимо всего прочего она – секретарь комитета комсомола Яснэгского леспромхоза, внештатный инспектор детской комнаты милиции. И здесь, в работе с трудными подростками, как нельзя кстати проявляется её талант педагога».

Отмечена и продуктивная работа учительницы биологии Лэзымской восьмилетней школы Ии Муравьёвой. Использовав многочисленные учебные пособия и методическую литературу, преподаватель не только учила детей предмету, но и воспитывала в учениках любовь к окружающему миру. Про неё писали в газете так:

«По инициативе учительницы в школе проводятся конкурсы на лучшее озеленение класса, теперь в каждой классной комнате растут комнатные растения. В классе, где идут уроки биологии, есть альбомы о заповедниках страны, изготовленные руками ребят, многочисленные гербарии. И очень возможно, что многие из её воспитанников, покинув стены школы, станут потом ботаниками, биологами».

1981 год. Идеология и связь с родителями

В это время газета пишет о системе преподавания учительницы Яснэгской школы Ии Пономарёвой, которая обучала детей азам лесоизготовления:

«Интересно и разнообразно проводит уроки Ия Николаевна. Она систематически возвращается к пройденному материалу, выясняет, как учащиеся его усвоили. Учит ребят применять полученные знания на практике. Проводит масштабную работу по идейно-политическому, нравственному и трудовому воспитанию учащихся, поддерживает связь с родителями.

Учительница принимает активное участие в работе педагогического коллектива, выступает с докладами, готовит дидактический материал, активна в работе секции классных руководителей. На протяжении многих лет она – член месткома и женсовета».

1985 год. Видеть в каждом личность  

Нередко с нежными словами благодарности к любимым учителям через газету обращались ученики, выпускники и родители. Такая, пожалуй, самая дорогая оценка из всех, которые только выпадают на долю педагогов за их благородный труд была дана учительнице Выльгортской школы Галине Бушуевой. Она видела личность в ребёнке и работала с каждым. Вот как о ней отзывалась в газетной публикации одна из родительниц:

«Она на редкость вдумчивый педагог. В её классе словно не существует «трудных» детей и таких, которые у иного учителя числятся в разряде незаметных, бесталанных. Таковых для неё вообще не существует. В каждом ребёнке Галина Прокопьевна видит личность. Умеет сделать так, чтобы раскрылись лучшие свойства его души, заметить в детях даже слабые росточки добрых задатков.

Помню одно из первых родительских собраний в 5 «в». Мы поразились тому, как хорошо узнала она детей всего лишь за год работы с ними в четвёртом классе, и тому, что в каждом ребёнке прежде всего увидела все самое лучшее. Даже в тех ребятах, которые в начальной школе не отличились ни прилежанием, ни активностью, слыли «трудными». Для каждого из всех своих 40 учеников у педагога нашлось хорошее слово. Нельзя было заметить, как теплели и наполнялись надеждой глаза родителей, никогда прежде не слышавших, о своём чаде ничего подобного.

Одна ученица накануне великого праздника Дня Победы пришла к Галине Прокопьевне вечером с просьбой разрешить ей не присутствовать на митинге и уехать с родителями на дачу. Девочка была прилежной, всегда активной в жизни класса. И вдруг такое непонимание элементарных вещей с её стороны. Такая душевная глухость и отсутствие чувства причастности к жизни страны, её скорби и памяти.

Педагога за живое задел этот случай, разве можно о нём промолчать. И вот родительское собрание. Голос учительницы ровен и спокоен. Она никого не уличает и не обвиняет.  Но как нам, всем сидящим в классе, стыдно и как трудно посмотреть в глаза друг другу!»

1988 год. И требовала, и вдохновляла  

В этом году на первой полосе газеты был напечатан портрет выдающегося педагога Выльгортской средней школы Людмилы Сенюшкиной. На тот момент её стаж работы составлял более 20 лет. Вот что о ней тогда писали:

«Прекрасное знание своего предмета, высокая требовательность к себе, детям, постоянный творческий поиск новых методов и форм организации урока помогают учителю добиваться хороших результатов в обучении английскому языку. Предмет Людмилы Григорьевны ребята любят и знают. И не случайно многие её воспитанники, окончив школу, выбрали для себя профессию учителя английского языка».

По архивным материалам

публикацию подготовила Елена ВИШНЯКОВА.

Фото из архива редакции.