В сентябре этого года Выльгортской школе № 2 исполнилось 35 лет. Когда мы говорим об этом учебном заведении, сразу вспоминаем и её – всегда позитивную, внимательную и неугомонную Римму Степановну Торлопову. Историю второй школы уже невозможно отделить от биографии её руководителя, которая занимает свой пост 28 лет. Предоставим же слово директору!
Равнение на кумира
— Я закончила сыктывкарскую школу № 12. Для меня всегда был кумиром наш директор, учитель Борис Иванович Захаров. Каждое утро он встречал ребят, каждого знал в лицо. И другие педагоги были замечательными. Хотелось быть похожей на них. Пошла по их стопам, поступила в Коми пединститут, а после его окончания по распределению уехала в Усть-Цилемский район. Трудилась директором небольшой школы. Потом вышла замуж и вместе с супругом переехала на его родину в Выльгорт.
Какое-то время работала методистом в районном управлении образования. Конечно, общение с коллегами, командировки, семинары — всё это давало богатый профессиональный опыт. Но мне хотелось к детям. Может, это громко сказано, но очень люблю детей!
Бывший директор Выльгортской школы позвал меня преподавать русский язык и литературу. А в 1988 году в новом здании открыли школу № 2, где я прошла все ступеньки: учитель, завуч, директор. Эта школа сразу впечатлила меня. Представьте, в Усть-Цильме было всего 120 учеников. И вот попадаю в учебное заведение, где более тысячи ребят и почти пятьдесят классов! Как будто вернулась в свои школьные годы. Мне казалось – это так здорово, «движуха», как молодёжь сейчас говорит!
Не всем такая обстановка подходит. Если пришёл сюда, окунулся в школьную жизнь и осознал, что «не твоё» – уходи, ищи «своё»! Школой надо жить, а не «мучиться» здесь! Если же ты с радостью идёшь на работу, а потом удовлетворённый возвращаешься домой – тогда это правильный путь.
Всегда с радостью шла сюда, невзирая ни на что. Без школы скучаю. Даже во время отпуска прихожу сюда. Очень признательна супругу за то, что принимал такое моё увлечение работой. Воспитанием наших детей, по сути, занимался он. Понимал, что от школы меня «не оторвать».
Сохранить коллектив
— Я возглавила школу в сложные девяностые годы. Благодарна судьбе за то, что мне удалось собрать в команду людей, которые любили свою работу, были ей преданы. Тогда не выплачивали вовремя зарплату, «урезали» её, уменьшая нагрузку на учителей. Но коллектив не разбежался.
В тяжёлые годы человеку особенно нужна поддержка, хочется праздника. Мы устраивали вечера для педагогов, проводили интересные встречи. Такие мероприятия помогали сплачивать коллектив.
Именно в те годы мы начали создавать школьный музей, заняли третье место в российском конкурсе «Традиции школы», стали победителями в конкурсе «Лучшие школы России» в рамках конкурса «Приоритетный национальный проект «Образования» (ПНПО). Благодаря тому, что в коллективе сохранялась стабильность, преодолели многие трудности.
А какая материальная база тогда была? Физически и морально устаревшие парты, старые окна, пустые стены. Все стенды, картины появились благодаря заведующей библиотекой Наталье Васильевне Томиловой. Всё делалось её руками. Учитель труда Сергей Николаевич Дёмин также помогал, без лишних вопросов делал всё, что требовалось, чтобы в школе было уютно.
Нам тогда говорили: «Ищите спонсоров, если хотите что-то изменить, денег нет». Но мне не пришлось что-то «выбивать». Надёжной опорой нашей школы всегда были родители. Благодарна им за эту помощь. Они ведь тоже трудно жили. Но если нужно было, к примеру, классный уголок оформить, родители между собой договаривались и делали его. Надо было выехать куда-то – мамы-папы учеников организовывали автобус. Такая поддержка от души дорогого стоит.
«Где похвалят, где пожурят»
Жизнь нас заставила: стали оказывать платные услуги. Очень хороший заработок давала и даёт Школа будущего первоклассника. Сейчас мы расширили спектр платных услуг. Например, у нас есть дефектолог, который занимается исправлением речи детей. Платные услуги дают около пятисот тысяч рублей в год — очень хорошее подспорье, чтобы делать школу лучше, немного увеличить зарплату учителей.
Постепенно мы везде поставили пластиковые окна, оборудовали кабинеты компьютерами, интерактивными досками. Сейчас чего только у нас нет!
Но справедливости ради отмечу, что даже в кризисные годы мы смогли обойтись ограниченными финансовыми средствами, держать высокую планку, опираясь друг на друга. В девяностые к нам на работу пришли наши выпускники, большинство из них, а это 15 специалистов, трудятся здесь и по сей день: Светлана Михайловна Маргелова (Ильчукова) – педагог изобразительного искусства, Дмитрий Юрьевич Бондарюк и Иван Александрович Кочев – учителя физкультуры, Елена Александровна Печеницына (Тренева) – завуч и другие. Молодые педагоги возвращаются в свою альма-матер, зная, что здесь их всегда наставят. Где-то похвалят, где-то пожурят. Но всегда поддержат.
Объятия и ласковое слово
— За годы работы сразу и не вспомнишь всех учеников. Запечатлеваются случаи. Помню, на уроке литературы в девятом классе обсуждаем произведения Льва Толстого. А ученица Лена Аксёнова так мечтательно говорит: «Два раза прочитала «Войну и мир» и ещё раз хочу перечитать!». Ну как не любить таких детей – увлечённых, интересующихся, которые общаются с тобой на равных, при этом внимают каждому твоему слову!
Хулиганы? А в нашей школе таких нет. Есть, конечно, шебутные ребята. Но здесь они все – «лапочки», уважительно разговаривают, на уроки приходят, а если где-то немого пошалят, то искренне уверяют: «Я больше так не буду!». Не снимаю с себя ответственности за их поведение и вне стен школы. Но повторяю: прежде всего родители недоработали в воспитании трудных ребят. Сложности в обществе отражаются и на подростках.
Что касается учёбы. Не всем же быть отличниками, каждый учится в меру своих способностей. У кого-то есть другие таланты: пение, танцы, рисование, конструирование. Главное, чтобы в будущем ребёнок нашёл своё призвание.
Как ко мне относятся ученики? Всегда радостно встречают. Верю, что при этом они искренни. Мы обнимаемся с детьми. Считаю, это нормальным. Зачастую ребёнок испытывает недостаток в общении и понимании дома. А тут обнимешь его, скажешь ласковое слово, и, может, это как-то компенсирует нехватку внимания со стороны родителей.
Важные вехи
– Одним из самых значимых для школы считаю 2002 год, когда мы перешли на новые образовательные стандарты. Это была отправная точка. Тогда мы кардинально пересмотрели своё видение образовательных процессов, преподавания предметов, активно включились в методическую работу. Поняли, что без её системной организации не сможем совершенствоваться. С огромной благодарностью вспоминаю Галину Михайловну Шашок и Нину Ефимовну Кузиванову, активно внедрявших новые образовательные стандарты. Сегодня методическую работу в школе выстраивает Тамара Николаевна Корнева, которая трудится вместе со мной 28 лет и во многом благодаря которой школа добилась таких успехов.
Следующая важная веха – 2006 год, когда включились в конкурс «Лучшая школа России» в рамках ПНПО. Тогда мы обобщили весь накопленный опыт и выделили не только положительные, но и проблемные аспекты своей деятельности. Стали активно заниматься техническим переоснащением школы, эстетическим оформлением здания, пришкольного участка, кабинетов. В 2018 году после капитального ремонта присоединили к школе бывшее здание СПТУ-2, что позволило улучшить условия обучения и воспитания и сохранить одну смену.
Наконец, 2021 год. Тогда мы приняли участие в конкурсе «Лучшая сельская школа», обобщили опыт за последнее десятилетие. Посмотрели, чего добились, выявили проблемы, над решением которых сейчас и работаем. Главное – повышение качества образования. Мы переходим на обновлённые федеральные стандарты, постепенно внедряем единые образовательные и воспитательные программы, учебные планы, учебники, тем самым переходим на работу в рамках единого образовательного пространства. Но это не ограничивает возможности педагогов, форму подачи урочного материла они выбирают сами.
Достижения и движение
– Важным новшеством считаю развитие профильной школы, что позволяет ребятам выстроить правильно свой образовательный маршрут и определить свою дальнейшую профессиональную направленность. В этом году большинство выпускников поступили в вузы по тем профилям обучения, которые они выбрали ещё в школе. Интересная и полезная форма профориентационной работы – сотрудничество со средними профессиональными учебными заведениями. В течение нескольких лет мы работаем с Коми республиканским агропромышленным техникумом. В прошедшем учебном году заключили договор с политехническим техникумом. На базе этих учреждений проводим обучение наших детей первой профессии: повар, слесарь, цветовод. С этой же целью открыли кадетское движение, ежегодно наши выпускники поступают в военные вузы.
У нас нет дефицита кадров. Правда, у некоторых учителей большая нагрузка, но пока они соглашаются на такую напряжённую работу. Есть надежда на то, что в связи большим интересом выпускников школ к педагогической профессии вскоре к нам придут молодые учителя. Тогда условия для работы будут оптимальными, что позволит нашим педагогам не только добиваться максимальных результатов, но и больше времени проводить в семье, со своими детьми.
Мечта об обновлении
Конечно, есть и трудности. Осложняет жизнь «бумажная» работа – требуется составлять много отчётов. И ещё – надзорные органы. Хорошо, если их представители не штрафуют сразу, а приходят с профилактическими визитами, указывают на наши недочёты. Тогда мы можем их вовремя исправить.
Ещё хочется, чтобы учебники производились более качественные, чтобы компьютеры, оргтехника служили подольше. Чтобы школа обновилась. В управлении образовании района нас обнадёжили капитальным ремонт. Надеюсь, что это случится, школа будет соответствовать современным требованиям, в обновлённом здании и детям будет радостнее учиться.
Люблю свою работу. Захожу в школу, вижу деток, которые улыбаются, здороваются. Коллег, которые охотно воспринимают всё новое, завучей – они у меня замечательные, профессионалы. Одно удовольствие тут трудиться! И уходить не хочется. Любовь к школе – это, как говорится, неизлечимо. Это – навсегда.
Записала Диана СКАЛАЦКАЯ.
Фото автора и Елены Музыкант.