Когда простота хуже воровства: о старых и новых схемах виртуальных и мобильных мошенников

Старые и новые схемы виртуальных и мобильных мошенников – об этом не так давно шла речь на круглом столе, который прошёл в онлайн- и оффлайн-форматах.

Встречу инициировали общественные советы при региональном МВД и Минцифры Республики Коми. К обсуждению важной темы подключились Общественная палата РК, министерства, ведомства, общественные советы муниципалитетов республики.

Говорят серьёзно, пугают грозно 

Как рассказал замначальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних при МВД по РК Денис Безгачев, за 7 месяцев 2023 года число преступлений с использованием интернет и телекоммуникационных технологий увеличилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 32%. Количество потерпевших соответственно выросло на 29%.

Общая сумма похищенного составила 500 млн рублей.  Увы, по сей день бессовестные «дельцы» втираются в доверие и выманивают у людей по телефону крупные суммы денег. Методов у них масса: запугивание, что средства в опасности, сообщение о якобы заведённом уголовном деле, где замешаны банковские служащие и надо проявить помочь их «вычислить», привязка к банковскому счёту постороннего телефона и другое. Нередко люди по указке мошенников берут в онлайн-режиме кредиты и тут же их перечисляют неизвестным.

Займа три дня ждать 

И сотрудник МВД, и находившиеся здесь представители ведомств и общественности,   в ходе совместного обсуждения признали, что проблему с псевдобанкирами/псевдоправоохранителями и кредитами надо решать на законодательном уровне. По мнению собравшихся, необходимо проработать вопрос отсрочки выдачи кредита хотя бы на два-три дня. Тогда у человека будет шанс всё взвесить и перепроверить информацию.

Важно помнить: так называемых безопасных или резервных счетов в банках просто не существует!  Так что никому не называйте последние 4 цифры своей карты, код на обратной стороне карты, СМС-пароли, подтверждающие какие-либо операции со стороны неизвестных телефонных собеседников.

Недетские забавы 

Ещё один относительно новый вид мошенничества – это звонок ребёнку, когда в его телефоне высвечивается, к примеру, слово «мама» или «папа» (к сожалению, нынешние возможности мобильной телефонии позволяют делать такие подмены). Важно донести до своих детей, что если том конце провода он слышит не мамин или папин голос, нужно сразу обрывать разговор и не выполнять никаких действий под диктовку постороннего. Достаточно сбросить звонок и просто набрать по своей телефонной книге реальных родных. Другой способ афер: мошенники добавляются в друзья к владельцу странички в соцсетях или мессенджере, а затем шлют опасные ссылки под благовидными предлогами: «Проголосуй за мою дочь», «Зайди сюда, тут интересно!» и т.д.  Увы, такие действия могут привести к проникновению в ваш телефон опасных программ (с удалённым доступом к вашим финансам).  Не так уж редки и взломы электронных личных кабинетов граждан на Госуслугах. Так что важно позаботиться о защите своих аккаунтов, придумывать сложные пароли, периодически их менять и, конечно, ни в коем случае не предоставлять связанную с порталом информацию посторонним.

Защита в две ступени

В ходе встречи собравшимся рассказали о полезном новшестве законодательства. С 1 октября для электронных личных кабинетов на этом портале будет введена обязательная для всех двухфакторная аутентификация. При входе на портал система будет запрашивать не только пароль, но и дополнительное подтверждение. Нужно будет выбрать один из вариантов проверки: подтверждение по СМС, одноразовый код из приложения ТОТР (Time-based one-time Password), вход по биометрии.

Для того чтобы подключить двухфакторную аутентификацию по смс на «Госуслугах», нужно зайти в раздел «Профиль» в личном кабинете, перейти в «Безопасность», а потом – «Вход в систему». Далее надо включить «Вход с подтверждением» и ввести номер телефона, на который будет приходить СМС для входа. Чтобы сохранить изменения, нужно ввести пароль от сервиса.

Елена НЕСТЕРОВА.