Добрый след от школьных лет: чем жили педагоги и школьники 70-90-х?

День знаний – волнительный момент для каждого родителя, а для ребёнка – праздник, встреча с друзьями и шаг в новую жизнь. Юные счастливые школьники стоят с букетами благоухающих цветов, а их родные снимают торжество на телефоны и потом делятся в соцсетях фотографиями с близкими. Немного другая картина представала перед сельчанами 30-40 лет назад. Заглянем в архивные первосентябрьские номера газеты и окунёмся в прошлое, будто это было вчера.

1977 год

Учебный процесс и идейно-политическое воспитание учащихся в 70-е годы тесно были связаны с нравственным, трудовым и физическим образованием.

Из публикаций районки того периода мы узнали, что улучшение работы школ и повышение успеваемости учащихся в большой степени зависели от правильной организации системы кабинетного обучения. Изучался и внедрялся в практику опыт передовых школ и учительских коллективов. С первых дней учёбы было развернуто действенное социалистическое соревнование как в стенах школы, так и между образовательными учреждениями.

«В 1977 году 48 преподавателей школ района повысили квалификацию при институте усовершенствования учителей в Сыктывкаре. Директора Ясногской и Палевицкой средних школ Александра Великая и Oльга Осипова прошли переподготовку в Калининском госуниверситете».

1979 год

Сегодня мы пишем о достижениях педагогов, об успехах учащихся и их жизни. О чём же думали школьники в ту пору, 44 года назад? Из интервью у первоклассницы: «Среди четырёхсот первоклассников района, которые впервые сядут в этом году за школьные парты, – Лена Протащук. Накануне 1 сентября состоялась эта коротенькая беседа нашего корреспондента и будущей школьницы.

– Леночка, что ты знаешь о школе?

– В нашем детском саду очень много рассказывали про школу. Воспитательница говорила, что в школе будем узнавать и про города, и про разные страны, и про животных… А чтобы нам не так трудно было учиться, в детском саду мы очень много занимались, знакомились с геометрическими формами, учились узнавать квадрат, треугольник, лепить и рисовать. Нас учили и стихи рассказывать, и песни петь, не обижать младших. Мы научились быть трудолюбивыми, мамам помогать.

– Я знаю, что вы уже и в школе были. Что тебе там больше всего понравилось?

– В школе мы уже два дня занимались. Нас посадили за парты, мы сидели тихо-тихо. Учительница сказала: «Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду». И мы стали считать, стихи рассказывать, буквы узнавать. Я буквы уже все знаю, a читать ещё не умею! У меня и букварь дома есть. Он такой красивый, с такими интересными картинками! Хочется поскорей прочитать его!

В этом же номере газеты педагоги района поделились своими мыслями и волнениями о предстоящем учебном годе. Так, учительница Пажгинской средней школы Фаина Оверина рассказывала:

– Первое сентября – самый большой школьный праздник. Сколько бы раз я его ни встречала – привыкнуть к этому нельзя. И каждый раз волнуешься, входя в класс, где ещё не выветрился запах краски и во всём ощущается приятная новизна. Волнуешься, оглядывая строгие ряды парт, всматриваясь в лица девчонок и мальчишек в парадной школьной форме.

…Учителю нужен и глубокий «ум ума», и глубокий «ум сердца», только тогда он оставит в душе ученика добрый след на всю жизнь.

Никогда не забуду свою первую учительницу. В трудные предвоенные годы, когда для нас, детей, чудом было даже радио, а приезд передвижного кино был событием для всего села, – она была непревзойденным авторитетом. Быть похожей на неё – стало моей детской мечтой.

Что я ожидаю от нового учебного года? Надо сказать, что в последние годы для нашей советской школы характерны большие и глубокие изменения. Все они направлены на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, в особенности воспитательного.

А для молодой учительницы Поингской школы Надежды Семячковой этот учебный год был первым:

– Что сейчас меня волнует? Конечно, школа, дети. Найду ли я общий язык с ними? Главное, чтобы мы понимали друг друга. От этого, считаю, будет зависеть всё в моей работе. Влиться как можно быстрее в учительский коллектив – это тоже немаловажно.

В своё время этому меня научили мои любимые преподаватели Валентина Михайловна Попова и Лилия Михайловна Суровцева.

За свою жизнь с вопросом «твой любимый литературный герой или произведение» человек сталкивается не раз: в школе, на экзаменах, в дружеской беседе с товарищами. Наверное, это слишком традиционно, что моя любимая книга – «Евгений Онегин». За годы учёбы в университете я её перечитала много раз. И всё-таки теперь на этот вопрос не смогла бы ответить так односторонне. Филолог должен любить всю литературу, иначе он не сможет добиться того, что является конечной целью нашей работы – научить любить свой предмет.

1982 год

А вот как в этом году в газете была описана торжественная линейка в Выльгорте:

«Празднично разливается мелодия «Школьного вальса», а слова его, будто в первый раз, звучат в душе: «Давно, друзья весёлые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс…». Вся Юбилейная площадь Выльгорта заполнена людьми. Это родители и гости сегодняшнего первосентябрьского праздника. А посредине ровным прямоугольником выстроились нарядные ученики Выльгортской средней школы.

В центре всеобщего внимания, разумеется, первоклассники. Их тридцать семь. И глаза счастливых родителей постоянно ищут в шеренге своих, таких же счастливых, детей».

1989 год

Немного статистики:

«В этом году в Выльгортской школе сформировано семь первых классов. Один из них для шестилеток. В них будут учиться более 180 школьников. Всего по району школа стала вторым домом почти для 300 ребят».

1991 год

Потребность в учителях на май сего года по району составляла 66 человек. Министерство народного образования республики направило в Сыктывдин 24 молодых специалиста. Приехало же на работу 14. Их тепло встречали, поздравляли и наставляли:

«Хочется верить, что советы и пожелания, от души сказанные педагогом с 15-летним стажем Галиной Полиной, отложатся в сердце каждого: «Нет другой такой профессии, которая была бы похожа на нашу. Она воспитывает ответственность, умение во многом себе отказывать. Главное в учителе скромность, справедливость, требовательность. Ребята не терпят несправедливости…

Руководитель школы молодого учителя Валентина Торлопова устраивает новичкам первое испытание. И пусть эти вопросы – шутки, но за ответами уже узнаётся, приоткрывается человек:

– Проверяя тетради старшеклассников, вы читаете в одной из них объяснение в любви к вам. Ваши действия?

– Встречусь индивидуально.

–  Если бы вы не стали учителем, кем бы вы стали?

– Учителем.

– Вас ученики любят так, что в день рождения подарили хрустальную вазу. Что вы сделаете?

– Поблагодарю. И, пожалуй, приму.

Испытание выдержано».

Тогда ещё молодым педагогам пришлось пройти через многое, но в конечном итоге они стали профессионалами и выпустили из-под своего крыла не одно достойное поколение личностей.

Колесо времени вращается, не прекращаясь. Прошлое хранится в человеческой памяти и на фотографиях.  Поток новой информации, интересов и инноваторов вливается в нашу сегодняшнюю жизнь. Неизменными лишь остаются традиции этого праздника для детей и их родителей, яркие, жаждущие познать мир глаза школьников и добрые сердца учителей, которые всецело отдают себя делу.

Публикацию по архивным материалам подготовила Елена ВИШНЯКОВА.

Фото из архива редакции.