Лавка добра: о Надежде Осиповой и её коллегах, посвятивших себя детям, оказавшимся в трудной ситуации

Сегодня страна отмечает профессиональный праздник тех, кто помогает людям в трудной жизненной ситуации, – День социального работника.  Надежда Осипова из Ыба – одна из тех, кто посвятил себя этой сфере.

Надежда Михайловна с 2016 года работает специалистом по соцработе, а также при необходимости замещает заведующую Отделением социальной реабилитации несовершеннолетних Комплексного центра социальной защиты населения Сыктывдинского района.   Пообщавшись с ней и воспитателями отделения, мы узнали, как здесь помогают ребятам, обучая их всему, что пригодится в жизни: от элементарных бытовых навыков до спорта и цветоводства.

«Шефы» в помощь

Вначале пару слов о самой Надежде Осиповой. Живёт она в Ыбе, воспитывает сына. Раньше работала экономистом и бухгалтером в сельскохозяйственных предприятиях Прилузского района (за плечами – профильный кировский вуз), несколько лет –специалистом администрации сельского поселения «Ыб». А затем по приглашению руководителя отделения соцреабилитации решила устроиться туда, дабы помогать детям, оказавшимся в этом учреждении в силу трудной жизненной ситуации. Впоследствии Надежда Михайловна прошла профессиональную переподготовку на базе профильного факультета Сыктывкарского госуниверситета и стала дипломированным специалистом по соцработе. Основное направление её деятельности – мероприятия по социальному сопровождению несовершеннолетних и их семей. «Со временем я поняла, что это моё – общаться с детьми, проявляя к каждому ребёнку из трудной семьи заботу и участие», – признаётся собеседница газеты.

На сегодня в отделении 16 ребят – от малышей до старшеклассников – не только из Сыктывдинского, но и других районов. Бывает даже больше, поскольку здание рассчитано на 26 воспитанников. Несовершеннолетние находятся здесь в течение времени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической работы, реабилитационных мероприятий, оказания им социальной помощи, решения вопроса их дальнейшего жизнеустройства.

Приятно, что к ребятам регулярно наведываются гости, которые проводят для них познавательные мероприятия, мастер-классы. Например, представители Сыктывдинского районного суда, прокуратуры, полиции, пожарной части, молодёжной инициативной группы Выльгорта и другие. Они не только несут с собой новые знания, но и дарят своим подшефным подарки по разным поводам и случаям, напутствуют и стремятся украсить их досуг.

Настоящими друзьями воспитанникам отделения стали активисты организации «Серебряные волонтёры Сыктывдинского района», показывавшие спектакли, проводившие тут «Весёлые старты», «Пиратскую вечеринку» и игровую программу в честь Дня защиты детей. Они беседуют с ребятами о жизни, интересуются их успехами и сложностями в судьбе юных подопечных. Такое общение детей с представителями старшего поколения бесценно!

Ни дня без интересного

Вообще маленькие воспитанники отделения отнюдь не обделены вниманием и впечатлениями. Их приглашают к себе Ыбский краеведческий музей, местные Дом культуры и библиотека. Безусловно, посещая выставки, кукольные представления и другие мероприятия, дети расширяют свой кругозор. Но, конечно, больше всего они задействованы в мероприятиях, которые готовятся именно для них в самом учреждении.

– Вместе с ребятами мы выполняем домашние задания, помогаем, если что-то им не под силу, – рассказывает воспитатель Юлия Королёва, – каждый день что-то организуем. Кто из воспитателей на смене, тот и готовит мероприятие. В рамках комплексной программы «Калейдоскоп» реализуются разные направления: физкультурное, художественное, экологическое и патриотическое воспитания (просмотр фильмов о войне, поздравления ветеранов на дому и другое). А поскольку я отвечаю за художественное воспитание, то и провожу для них занятия по нетрадиционному рисованию. Это когда рисуешь всем подручным материалом: трубочками, ватными палочками и даже картошкой. В таком виде творчества все равны, у всех получаются работы с изюминкой, а сколько смеха бывает от забавных рисунков! Это ведь отличная психологическая разгрузка, а заодно и развитие моторных навыков, усидчивости.

Педагоги устраивают мастер-классы по изготовлению поделок из различного материала (особенно дети любят пластилин), привлекают ребят к конкурсам, в том числе республиканским и всероссийским. И те часто занимают призовые места.

С большой теплотой относится к малышам и старшеклассникам и другой их воспитатель –Александр Налимов. Когда позволяла противопожарная обстановка, Александр Владимирович водил ребят в походы, обучая полезным навыкам в лесу. А ещё он устраивает футбольные турниры между воспитанниками отделения и местными ребятишками и организовал посещение местной святыни – Серафимовского монастыря, а также Дома трудолюбия при Свято-Вознесенском храме. В этом году по сложившейся традиции ребята под руководством воспитателей участвовали в субботниках перед Днём Победы, поздравляли на дому героев тыла и детей войны, вручали им подарки.

Воспитатели и детишки высаживали бархатцы, незабудки и другие цветы на территории отделения. Для выращивания овощей разбит небольшой огород, где они помогают взрослым и приучаются к труду.

Любовь и забота

Но, пожалуй, самое ценное – это то, что воспитатели стараются создать здесь домашнюю обстановку, чтобы детям было комфортно. Если к нам поступает малыш, за ним все присматривают, занимают его. В чём наш корреспондент убедилась лично, понаблюдав за мальчиком трёх с половиной лет, которого привезли сюда недавно. С ним играют и сами воспитатели, и старшие детки.

– Мы даже разработали для себя специальную таблицу, чтобы видеть, каким ребёнок поступил и каким стал, покидая это учреждение, – делится Надежда Михайловна. –  Кто-то пришёл к нам замкнутым, но постепенно обрёл коммуникативные навыки, кто-то стал более собранным, кто-то научился справляться с нежелательными эмоциями. А иные, привыкшие жить вне всяких систем и режимов, поначалу ничего делать не хотят. Но видя, как другие готовят домашние задания, в чём-то участвуют, начинают подтягиваться. У нас ведь всё тут организовано по часам: завтраки, обеды, ужины, выполнение домашнего задания, внеурочные занятия. И вот так постепенно дети встраиваются в режим дня, приучаются к порядку. Нам очень отрадно, что наши подопечные меняются в лучшую сторону!

– Чего скрывать, некоторые к нам поступали без каких-либо элементарных навыков гигиены, кого-то мы даже учили зубы чистить, – дополняет Юлия Сергеевна. – Иные приезжают основательно обросшими, неопрятными, поэтому мало-помалу мы приучаем их выглядеть достойно. Девочкам рассказываем, как ухаживать за волосами, я даже причёски им разные делаю. Всех учим складывать или вешать на плечики одежду, маленьких – убирать за собой игрушки и наборы для творчества.

«Лавка добра» и командный дух

Для профилактики самовольного отлучения из отделения разработана балльная система – технология «Лавка добра»: хорошо учишься – баллы; поучаствовал, к примеру, в спортивных мероприятиях или помог воспитателю полить цветы – ещё баллы и так далее. На накопленные баллы мальчишки и девчонки могут в «Лавке добра» выбрать себе подарок. Результат: все стремятся к соблюдению правил внутреннего распорядка, принимают активное участие в мероприятиях, наблюдается улучшение их успеваемости в школе.

Большую лепту в развитие ребят и в целом в микроклимат учреждения вносит опытный педагог-психолог София Батманова. Она присутствует практически на всех мероприятиях, настраивая и поддерживая детей, подбирая для них нужные слова, если кто-то вдруг грустит или капризничает.

В кабинете специалиста есть всё необходимое для психологической разгрузки детей: сухой бассейн, удобные кресла-мешки, игровая песочница, в которой ребятня любит строить дома, создавать «зоопарки» и «сады».

– Совместно с воспитателями мы подготовили комплексную программу «Маршрутом форта Боярд» с учётом разного возраста детей. Она направлена на реализацию нескольких задач: интеллектуальное развитие; формирование спортивных и командных навыков; умение коммуницировать; стимулирование логического мышления, – рассказывает София Алексеевна. – Летом все мероприятия планируем проводить на улице.  Будем привлекать в эту программу и старших ребят, которые уже многое умеют и могут в чём-то наставлять младших.  Самое важное, чтобы у нас всем было интересно и полезно!

Елена НЕСТЕРОВА, фото автора.