Проводник в царство книг: школьный библиотекарь из Выльгорта Екатерина Касаджик о семье, чтении и интересных проектах

Школьная библиотека – особое, уникальная территория. Это не только островок знаний, но и место интересного досуга, где проводится множество мероприятий. А еще здесь открывают увлекательный мир, что рождается в головах юных читателей через черные строки на белых страницах. Здесь не учат читать, но формируют у ребенка тягу к книге. А проводник в это царство фантазий – всегда библиотекарь. Второй год в Выльгортской школе № 1 работает Екатерина Касаджик. До этого она трудилась в Центральной детской библиотеке райцентра. Наш с ней разговор подтвердил: это человек, влюбленный в книги и в свое дело.

Международный день школьных библиотек появился 24 октября. Это достаточно молодой праздник, в России он стал отмечаться с 2008 года. Его цель – подчеркнуть, что школьные библиотеки играют важную роль в образовательном процессе. Сюда приходят не только за новыми учебниками пособиями, но и за положительными эмоциями и  интересной, познавательной, увлекательной литературой. К слову, обязанности школьного библиотекаря XXI века включают не только выдачу учебников, поиск книг, ведение учета, контроль над состоянием изданий, обновление фонда, но и умение работать с любыми источниками информации и проведение различных мероприятий.

 

Библиотекарь – одна из древнейших профессий. Первые специалисты появились в 2500 году до н.э., когда фондовые хранилища представляли собой склад папирусных свитков и табличек из глины. Слово «библиотека» впервые прозвучало в Древней Греции, и означало оно собрание книг. В России развитие профессии началось в 1307 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для кропотливой переписи греческих подлинников. Первые библиотеки находились при храмах и монастырях, и назывались они «книжницы», «книгохранительницы» или «книжные палаты».

 

«Не проходите мимо библиотек. Заходите просто так. Современная библиотека – это та среда, в которой можно найти свое увлечение, обрести новых друзей, пообщаться, познакомиться с интересными людьми и найти книгу, которая сделает вашу жизнь интереснее, богаче, поможет по-иному взглянуть на мир, создать новые любимые образы и получить ответ на самые сокровенные вопросы, – говорит Екатерина.

– Екатерина Валериевна, расскажите о себе: где родились, как потянуло на такую профессиональную стезю? Есть ли в семье библиотекари?

­­– Я родилась в живописной ижемской деревне под названием Мошъюга,  местные называют ее Кулим. В детстве очень любила математику, но волей судьбы меня затянуло в гуманитарную отрасль. Мне, деревенской девочке, так сильно хотелось увидеть Сыктывкар, что, когда подвернулась возможность поступить в столичную Гимназию искусств при Главе Республики Коми, я ею воспользовалась.

Если бы в детстве мне сказали, что я стану библиотекарем, удивлению не было бы предела. Раньше, как и многие, я считала, что это скучная, пресноватая работа, хотя читала я с удовольствием, не могла насытиться книгами, хотелось прочитать все. Раньше книги были в дефиците, но тетя посылала мне посылки с детской литературой. Как я их ждала! Читать меня не учили, все сама, потому что папа каждый вечер с газетой или журналом лежал на диване. Любопытно было: что же там такого интересного.
Но, повторюсь, стать библиотекарем даже мысли не возникало. Как-то знакомая позвонила и сказала, что есть вакансия в детской библиотеке Выльгорта. В первый стажировочный день я поняла, что оказалась в комфортной для меня среде, где можно черпать огромные возможности для саморазвития и самовыражения.

И еще интересный факт: дед мой по отцовской линии Ефим Фёдорович Филиппов заведовал избой-читальней. Об этом я узнала совсем недавно, была приятно удивлена.

Многие думают, что обязанности библиотекаря заключаются в том, чтобы выдавать книги читателям. Что еще должен уметь библиотекарь? Какие мероприятия проходят в вашей книжной обители?

– Школьный библиотекарь – это не только хранитель книг и учебников. В его обязанности входит обслуживание ребят и учителей, анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработка поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организация тематических выставок, библиотечных уроков, мастер-классов, умение работать с любыми источниками информации. А главное – пробудить в детях читательский интерес и вырастить грамотного читателя.

Вы часто проводите обучающие мероприятия: как починить учебник, и другие. Стремятся ли ребята к обучению?

– Ремонтом учебников с детьми занимаемся в мае, июне и августе – в период приема-выдачи учебников. Как правило, чинят их учащиеся среднего и старшего звеньев. В прошлом году с Лерой Филипповой мы создали первый видеоролик, где показали, как готовить учебники к сдаче. Ремонт книг провожу по мере накопления. Иногда дети ремонтируют сами, и такая инициатива всегда радует. Но далеко не у всех это получается, иногда приходится переделывать, особенно за малышами. Все-таки хотелось бы, чтобы учащимся начальных классов ремонтировать учебники помогали родители.

Конечно, ребята обязаны бережно относиться ко всем печатным документам и самостоятельно устранять нанесенные повреждения. Но не так все гладко в этом направлении. В течение года я провожу рейды, однако результат пока не всегда радует. Но, думаю, планомерная совместная работа с классными руководителями, учителями-предметниками, детьми и родителями принесет желаемый результат.

Любят ли читать современные школьники?
– Самые активные читатели – учащиеся начальной школы. Так было и в моем детстве. В среднем звене интересы детей меняются, чтение уступает арену общению, кружкам, олимпиадам. А в 9-11 классах в школьной программе появляются серьезные объемные произведения. Но я думаю, что те дети, в которых успел появиться интерес к чтению и книге в начальных классах, вернутся к этому занятию в зрелом возрасте.

А как знакомятся с библиотекой новобранцы школы – первоклассники? Берут ли книги?
– Для первоклассников ежегодно с сентября по ноябрь провожу экскурсии, знакомлю их с правилами пользования библиотекой. И каждый раз удивляюсь: малыши все норовят брать книги пообъемнее. В прошлом году на перемене мальчишки из 1 «А» нашли самую толстую книгу в библиотеке – универсальный словарь по русскому языку, где 1184 страницы. И каждый раз ее листали – больше, конечно, для забавы. Листали, листали, иногда находили незнакомые слова и рассказывали о них друг другу.
Часто первоклашки берут книги в надежде, что прочтут их с родителями. Но, к сожалению, не все мамы или папы находят для этого время, и тогда дети возвращают книги , выбирают поменьше или уходят ни с чем. Среда для формирования читательского интереса у таких детей чаще всего не формируется. Ребята ограничиваются только рамками школьной программы. Возможность найти свою любимую, необычную книгу сводится к нулю.

Богат ли фонд школьной библиотеки? Чем бы вы его пополнили?

– У нас есть литература для чтения по школьной программе. Учителя литературы и ученики регулярно берут «коллективки» (многоэкземплярную литературу) на уроки. Ежегодно фонд пополняется новой краеведческой литературой. Мы заключили договор с «Маршаковкой» и детской библиотекой Выльгорта по межбиблиотечному абонементу. В течение всего года дети могли увидеть на выставке лучшие книги на разные темы: «Космос», «Книги писателей-юбиляров», «Книжные новинки», книги о пионерах-героях и другие. У ребят появилась возможность читать графические романы, книги-лабиринты, комиксы, детективы и произведения популярных современных авторов.

А есть у вас домашняя библиотека? Расскажите немного о ней.

– Да, у меня есть домашняя библиотека. Я ее очень люблю. Она создавалась последние 10 лет. Здесь есть книги, которые я привезла из своей детской библиотеки и библиотеки мужа; книги, выбранные сыновьями, – энциклопедии о космосе, технике, истории; книги коми писателей. Есть книги зарубежных и русских писателей, а также современных авторов. Одна из последних покупок – «Книга гор» Сергея Лукьяненко. Много детской литературы, с которой мои сыновья знакомы еще с пеленок. Кстати, я коллекционирую произведения с автографами писателей. Их уже десять: коми авторов Анастасии Сукгоевой, Елены Габовой, Алексея Попова и современных российских писателей Тамары Михеевой и Ольги Колпаковой.

Что сами любите читать и есть ли у вас любимые автор, произведение?

– Что-то одно сложно назвать. Но точно знаю: в юности любовь к серьезной литературе во мне пробудили произведения Лермонтова, Достоевского, Булгакова. Я ими зачитывалась.  А первые книги, которые оставили яркое впечатление и которые нам с братом читала мама, это книги Елены Козловой «Лӧз клянича» и «Аленький цветочек» на коми языке.

У вас три – сына. Они любят читать?

– Да. А началось все, конечно, со сказок на ночь. Их интересы разнятся: кто-то любит достаточно серьезную прозу Лукьяненко, кто-то – исторические тексты в интернете, а кто-то – энциклопедии. И, конечно, они трансформируются, меняются год от года.

Чем еще увлекаетесь?

– Люблю путешествовать по России. Наша страна настолько велика и разнообразна, что хочется побывать в разных ее уголках. Также мечтаю посетить все населенные пункты Сыктывдинского района, музеи. Многие удивляются, что там вообще смотреть. А мне интересно: в каждой деревне можно увидеть что-то особенное, познакомиться с местными жителями, пообщаться с ними. И еще очень люблю цветы. Особенно весенние. Радуюсь каждому бутончику.

За что вы любите свою работу?

– Она сложная, но настолько разнообразная! С самого утра у меня чувство, что я запрягаю «русскую тройку коней» и несусь. Дни проходят молниеносно. Книги вдохновляют меня на новые идеи, поднимают настроение, дают повод для размышлений. А дети, которые приходят к нам и рассказывают о своих книжных находках, удваивают, утраивают такое состояние. Это та работа, где нет времени для скуки и хандры.

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА, фото автора.