Сегодня свой профессиональный праздник отмечает логопед детского сада № 8 Выльгорта Ольга Дунаева. Почему возникают «фефекты» фикции? Чем чревато молчание малыша? От чего зависят речь и произношение? Из уст специалиста об этом и не только узнала «Наша жизнь».
Сыктывдинка всегда хотела быть учителем начальных классов. В 2007 году она закончила факультет «Педагогики и методики начального образования» Коми государственного педагогического института. Но так получилось, что свою жизнь с профессией не связала, а стала воспитателем в детском саду, о чём нисколько не жалеет. Проработав в этой должности более десяти лет, Ольга Александровна приняла решение получить профессию учителя-логопеда, поскольку видит, что у детей всё чаще встречаются проблемы с речью. И уже шесть лет трудится логопедом.
Общение с малышом
– Кому нужна помощь логопеда?
– Тем, у кого речь отстаёт от нормативных показателей: наблюдаются скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, слоговой структуры слова, бедная связная речь – то есть то, что в дальнейшем может привести к проблемам в общении с людьми, а также овладении чтением и письмом.
– Как развивается речь у детей?
– Благотворное влияние на правильное речевое развитие оказывает живое общение малыша с мамой с первых дней жизни. Для того, чтобы ребёнок заговорил вовремя, нужно петь ему колыбельные, проговаривать потешки, читать русские народные сказки, да и в целом общаться с чадом, рассказывать ему про окружающий мир.
Также очень важно развивать общую и мелкую моторику пальцев. Большое влияние имеет и то, чем ребёнок питается. Если ему в раннем возрасте предлагают лишь полутвёрдую пищу и пюре из баночек, то это приводит к недоразвитию жевательной мускулатуры, а впоследствии – к нарушению произношения звуков.
– Во сколько лет ребёнок должен говорить, и когда бить тревогу, если он молчит?
– В год ребёнок уже должен говорить 10-15 слов. Если в год и два месяца малыш не произносит такого количества слов, то это должно насторожить. А если ближе к двум годам ребёнок всё ещё молчит, то это повод обратиться к специалисту для определения причин задержки речевого развития. В три года ваше чадо должно разговаривать развёрнутыми фразами, рассказывать небольшие стишки, знакомые сказки. Если в этом возрасте малыш до сих пор молчалив, а родители бездействуют, то это чревато отставанием других психических процессов: мышления, памяти, внимания.
Нюансы развития речи
– От чего зависит речь?
– На её развитие влияет немало факторов: общее физическое развитие, состояние здоровья, слуха, зрелость нервной системы, речь близкого окружения, частое общение.
– Какие проблемы в развитии речи характерны для определённого возраста?
– У каждого детского возраста свои проблемы. В дошкольном – это чаще всего нарушение звукопроизношения и устной речи, в младшем школьном – нарушения письменной речи. Если не устранить ту или иную проблему как можно раньше, то в дальнейшем она может усугубиться, и решить её будет сложнее.
– На что следует обратить внимание, скажем, в три года или в пять лет?
– В три года стоит обратить внимание на словарный запас ребёнка (должен составлять 1500 слов и более). Также важно, чтобы малыш был способен соединять три-четыре слова в предложение, мог выучить простые и короткие стихи.
В 5 лет стоит обратить внимание на то, что речь ребёнка должна стать более развёрнутой, причём не только в диалоге, но и в монологе. Также в этом возрасте ребёнок использует предлоги, изменяет падежные окончания в словах, учится определять, сколько звуков в слове, активно интересуется буквами, желает учиться читать.
Скажи «рыба» – «селёдка»
– Если в семье есть люди с нарушениями речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем?
– Безусловно. Ребёнок осваивает речь в первую очередь по подражанию. И если взрослый часто «сюсюкает», смягчает согласные звуки, то это может отразиться и в речи малыша. Часто бывает, когда один из родителей не произносит какой-то звук или делает это так, как не принято в русском языке. Поэтому есть вероятность, что ребёнок будет делать так же. Довольно часто проблемы наблюдаются с произношением звука [р]. С заиканием такого не происходит, потому что природа заикания кроется в неврологии. Если у ребёнка нет неврологических нарушений, то и заикаться он не будет.
– С какими проблемами обращаются чаще всего?
– Чаще всего родители замечают проблемы со звукопроизношением у детей и обращаются с запросом на коррекцию данного нарушения. Однако в ходе диагностики, помимо проблем звукопроизношения, могут выявиться и другие проблемы с речью ребёнка, которые тоже необходимо будет исправлять.
Будни логопеда
– Сколько занятий в день у вас проходит?
– Примерно пять — шесть индивидуальных и два подгрупповых.
– Опишите процесс?
– Всё начинается с диагностики. Изучается сформированность всех компонентов речевой системы ребёнка. А далее составляется план коррекционной работы на каждого малыша.
С детьми провожу артикуляционную гимнастику. Делаем упражнения на развитие мышц языка, губ, щёк. Также ребята учатся правильно дышать. Это необходимо, например, когда для постановки звука необходима сильная воздушная струя. Ребёнку нужно научиться набирать воздух носом и выдыхать через рот, не раздувая щёк. Делаем и упражнения на развитие фонематического слуха, потому что иногда нарушение звукопроизношения у ребёнка наблюдается из-за его неверного восприятия.
– Были ли на практике сложные случаи?
– Каждый по-своему уникален. Поэтому всегда стараюсь подбирать приёмы и методы работы, которые будут подходить конкретному ребёнку. Ведь то, что сработало с одним, не всегда эффективно для другого.
У нас в группе дети с тяжёлыми нарушениями речи. У них есть проблемы не только со звукопроизношением. Бедный словарный запас, ошибки в построении предложений, неправильное употребление числа, рода, падежа, существительных и прилагательных, нарушение слоговой структуры, то есть, когда ребёнок произносит слова, переставляя слоги местами, пропуская их, и т. д. Например, в последнее время у детей очень часто наблюдается бедная связная речь.
– Что может мешать ребёнку в освоении речи?
– Неправильная речевая среда. Например, мама часто молчит, и ребёнок опирается на её пример поведения, не стремится говорить. Могут мешать физиологические проблемы: нарушение слуха, увеличенные аденоиды, неправильный прикус, короткая подъязычная связка.
Всё внимание – детям
– Что самое важное в работе с детьми?
– Думаю, что самое важное в работе с детьми для меня как логопеда то, чтобы коррекционный процесс приносил пользу ребёнку. Также общение с детьми даёт мне возможность постоянно быть в тонусе, энергичной, готовой к новым открытиям.
– На что родителям следует обратить внимание при развитии малыша?
– Самое главное, на мой взгляд, – это создание благоприятной психологической обстановки в семье. К сожалению, сейчас стало очень много молчунов. Родителям нужно уделять своим чадам больше внимания и заботы, не занимать ребёнка гаджетами, лишь бы не плакал и не донимал. Общаться, обсуждать, например, прочитанные сказки.
Елена ВИШНЯКОВА.
Фото автора.