Зерна, посаженные учителем: разговор с педагогом Лейлой Мальцевой

Первое сентября — красивый и трогательный осенний праздник, вызывающий ворох добрых воспоминаний у старшего поколения и приятное волнение у нынешних учеников. Ватага новоиспеченных первоклашек тоже вступают в школьную пору  и отправляется за знаниями, умениями, навыками. С учительницей Выльгортской школы №1, в очередной раз принявшей под свое крыло «новобранцев»,  Лейлой Мустафаевной Мальцевой мы поговорили о современных детишках, их богатом исследовательском потенциале и возможностях, уроках во время пандемии, дружбе с учителем и многом другом. Разговор получился живым и интересным, а глаза у собеседницы, когда она рассказывала о своих подопечных, горели энтузиазмом.

— Лейла Мустафаевна, где вы родились, учились, живете?

— Долго рассказывать и не нужно: родилась, выросла и живу я в Выльгорте, училась в этой же школе, а теперь и сама здесь преподаю.

— С детства хотели быть учителем?

— Вовсе нет, я мечтала стать юристом, даже прошла конкурс и подала все оригиналы документов в СыктГУ. Но в КГПИ, который я рассматривала как запасной вариант, меня отговорили, наметанным глазом рассмотрев во мне, юной выпускнице, будущего учителя. Я забрала документы из университета, пошла в педагогический вуз и нисколько об этом не жалею. Думаю, что нашла свое призвание. А как мне нравились практики в детских лагерях, например, в Черноморской зорьке! Это было настоящей отрадой для души.

А если окунуться в детство, помню, что,  будучи старшеклассниками, мы иногда вели уроки у малышей. И уже появилось понимание, что труд учителя — не так прост, как кажется. Теперь я это уже знаю точно!

— Как современные дети? Насколько с ними сложно?

— С детьми всегда интересно. Главное, нужно найти с ними общий язык уже на берегу, и тогда можно пускаться в плавание. Конечно, подготовка к уроку и поиск интересных форм его проведения занимает очень много времени, но, когда видишь результат, когда дети усваивают знания и смело их демонстрируют, когда они участвуют в конкурсах, когда другие учителя их хвалят за отличную базу знаний, то точно знаешь, что получаешь больше, чем отдаешь.

— Какой он — современный урок?
— Учитель сегодня – очень творческая профессия, а  современный урок — это уже давно не лекция, а всесторонняя и интересная работа самих детей, которые учатся добывать знания. Ведь если бесконечно говорят-говорят-говорят, воспринимать информацию тяжело даже взрослым. А каково детям? Поэтому на уроке постоянно происходит смена деятельности.

Хороший инструмент — интерактивная доска. Такой уж у нас век, что дети завязаны на гаджетах, поэтому лучше его дать в стенах школ, чтобы электронное устройство стало инструментом для добычи полезной информации, а не развлекательным и бесполезным «поглотителем времени». Уроки проходят живо, интересно, весело. Даже на переменках ребятишки сами подходят к интерактивной доске и, играя, закрепляют навыки или узнают что-то новое.

— Кроме интерактивного формата и большого арсенала применяемых методов наполнения урока, что еще нового в школе?

— Дети становятся исследователями. Это очень интересно, потому что никогда не знаешь, к какому результату ты придешь. Мы с ребятами очень плотно занимаемся исследовательской деятельностью и выступаем на конференциях местного, республиканского и даже российского уровня.

— Ух, как здорово! Приведите, пожалуйста, примеры.

— Например, в третьем классе мы с Машей Коняевой выращивали плесень, наблюдали, в каких условиях она появляется, через какой промежуток времени, узнавали ее полезные и вредные свойства. Даже рассматривали под микроскопом. С этой исследовательской работой мы выступали на местной конференции «Моя родина – Сыктывдин», на «Вавиловских чтениях», заняли 3 место по республике.

А в 4 классе с Катей Кузьминской опытным путем выясняли, как на современных детей влияют социальные сети. Провели настоящий творческий эксперимент, поставив «опыты» на наших девочках. Тех, что не имели аккаунты в соцсетях, мы зарегистрировали, а тех, кто активно пользовался различными интернет-приложениями, отправили на «голодный паек» без интернета. А потом наблюдали за качеством их учебы, оценками, самочувствием наших девчат. Результат был интересен. Мы выявили как пользу, так и вред интернет-приложений, и разработали рекомендации. Замечательно, что  все участники эксперимента поняли, что интернет надо дозировать.

 — А где находите юных ученых? Сами проявляют инициативу?

— Мини-исследования мы проводим в классе со всеми ребятами. Но есть так называемые «ненасытные» к исследованиям дети, с ними мы не связываем себя рамками учебной программы.  Вот и с Катей мы выступили здесь, выступили на уровне республики в рамках конкурса «Школьный патент — шаг в будущее», на российском конкурсе, завоевав Гран-при. Защита проекта проходила в онлайн-формате, и это тоже полезный опыт. Осталось только, когда нормализуется эпидемиологическая обстановка, съездить в Санкт-Петербург и забрать приз.

С другими учениками мы пишем исследования в области русского языка и литературы. Например, досконально изучили, как появилась буква «ё». Исследовать что-то с ребятами – удивительно интересно!

— Расскажите, пожалуйста, про учебный процесс в пандемию. Как считаете, готово образование в России к «дистанционке»?

— Дистанционное образование — это, конечно же, хороший опыт, но такая форма — не для начального звена. Без живого общения не чувствуешь отдачу, процесс обучения получается неполноценный. Да и очень тяжело по 20 часов в сутки находиться на телефоне и в интернете, записывать видеоуроки (без них дети совсем ничего не поймут). Образование, может быть, и готово, а родители, дети и учителя — нет. Хотя, думаю, для старших классов это неплохой формат.  

— Минувшим летом нас очень порадовали итоги конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности… Как проходило профессиональное состязание?

 — Следовало обобщить и систематизировать результаты своей работы, которые проанализировала конкурсная комиссия.  На основании экспертизы был сформирован рейтинг участников конкурса, я оказалась в числе победителей республиканского уровня.

Конечно, всегда приятно, когда твой труд находит признание.

Но еще приятнее – сама моя работа. Здесь я получаю настоящий заряд позитивных эмоций. Мне нравится общение с детьми, нравится что-то пробовать, вместе что-то затевать. И ключевое слово — «вместе». Если ты хочешь, чтоб дети собирали «крышечки добра», помогали приюту «Друг» или выступали на конкурсах, ко всему этому ты ведешь их сам. А самое большое удовольствие приносит «отдаленный» результат: то, что дети вырастают добрыми, готовыми всегда прийти на помощь. Приятно осознавать, что эти зерна посажены учителем!

Беседовала Виорика ГОЛОВИНА. Фото автора.