Не жалея своих сил, здоровья, молодости, они приближали долгожданную победу. Обычные люди, которые в годы Великой Отечественной войны трудились в тылу. Продолжаем наш рассказ о жителях посёлка Яснэг из книги «Документальная летопись ратных и трудовых дел». Сегодня представляем вашему вниманию историю Клавдии Васильевны Туевой. В 2020 году рассказ о ней участвовал в конкурсе «Спасибо за жизнь без войны!» (автор Алёна Савина, тогда ученица Выльгортской школы № 2). В публикации использованы материалы из книги и конкурсной работы.
Труд с детства
Клавдия появилась на свет в деревне Тараканово Косолаповского района Марийской республики. У её родителей, воспитывающей 11 детей, она была четвёртым ребёнком. К глубокому сожалению, шестеро умерли. Семья имела средний достаток: на подворье содержались корова, лошадь, овцы, куры. По словам нашей героини, отец с матерью вступили в колхоз.
В семь лет девочка пошла в школу. После уроков работала на уборке колхозного урожая. Также вместе с ровесниками трудилась на сенокосе и помогала дома. По окончании начальной школы маленькая Клавдия устроилась в колхоз (вместе со взрослыми молотила, таскала снопы, веяла рожь, овёс, гречу, пшеницу) и трудилась там до войны.
Когда девушке исполнилось 16 лет, на фронт призвали её брата Семёна.
– Как провожали его, не помню. Осталось в памяти лишь то, что плакали все очень горько. Наверное, понимали, что прощались возможно, навсегда, – рассказывала Клавдия Васильевна.
Возвращение с «того света»
Когда началась война, Клавдию с подругой послали строить дорогу от их колхоза до райцентра протяжённостью 100 километров. В основном там работали подростки и мужчины, которые по возрасту не попадали под мобилизацию. На носилках таскали камни, а потом укладывали шпалы. Они были невыносимо тяжёлые. Поднимая их, казалось, что переломишься пополам! А это был ещё только первый год, когда запасов продовольствия худо-бедно хватало. Железную дорогу прокладывали 9 месяцев, – делилась своей историей наша героиня.
Потом девчат направили валить и грузить лес. К концу дня они стирали руки в кровь, но никто не жаловался. Труд был тяжёлый и опасный. На глазах Клавдии её подругу придавило огромным деревом…
По завершении строительства «железки» девушка снова работала в колхозе. Летом труженики серпами жали зерновые, заготавливали сено, а зимой отправлялись на лесозаготовки. Пилили и разделывали деревья поперечной пилой. Пока норма не была выполнена (два кубометра на человека), отдыхать не отпускали. Жили в бараках в ужасных условиях. Одевались в ватники, а обувались в лапти с портянками. Питание было скудное, при выполнении плана выдавали по 200 граммов хлеба.
– В бараках нас донимали вши. Пайки становились всё меньше и меньше. Я даже стала забывать вкус настоящего хлеба. Ели подгнившую картошку, очистки, суп из крапивы. В общем, всё, что было более-менее съедобным. Помню, как я чуть не умерла из-за этой крапивы. Сварили суп. Пожадничав, съела довольно много, и мне вдруг стало плохо. Потом поговаривали, что меня «вернули с того света», – делилась горестями Клавдия Васильевна.
Голод и смерть
В 1943 году жителей деревни направили рыть окопы в Горьковскую область. На берегу Волги, бывало, земля осыпалась, и люди получали травмы или погибали под завалами. Потом Клавдию с другими увезли на работу в Ижевск, на завод.
– Тяжело было стоять по 16 часов за станком – ноги и руки немели. К тому же, кормили плохо. Люди умирали прямо за станком от голода и болезней. В Ижевске проработала недолго, потом меня с земляками вернули в деревню, – продолжала рассказчица.
И снова непосильная работа на родине: днём трудились в лесу или поле, а вечерами вязали варежки, и опять «всё для фронта», «всё для Победы».
– О подвиге тогда не думали, просто работали и хотели, чтобы война быстрее закончилась, и проклинали фашистов, – вспоминала героиня публикации.
Ближе к концу войны мама Клавдии нашла в лесу заблудившуюся корову и увела её к себе домой. Тогда семья пировала, распивая молоко.
В следующем году девушку направили учиться на трактористку. Получив профессию и права, она трудилась в женской тракторной бригаде и за хорошие производственные показатели была награждена медалью.
Радостная весть
О долгожданной Победе наша героиня узнала, работая в поле. С этой радостной вестью прибежал туда бригадир. Все кинулись к громкоговорителю, из которого неслось: «Победа, Победа, Победа!».
– Все плакали, и я тоже. Мы ждали этого дня так долго. Сколько пришлось пережить и превозмочь. Каждый из моих ровесников внёс вклад в Победу над фашизмом, многие –ценой своей жизни. Помню каждый день, всю ту душевную боль, что я перенесла. Вскоре вернулся мой брат. Мама сначала не поверила, начала креститься, мол, призрак явился. Семён прошел всю войну и вернулся живой – это ли не счастье для матери! – радовалась наша героиня.
Клавдия Васильевна и Василий Петрович Туев знали друг друга с детства. Демобилизовавшись в 1947 году, юноша предложил девушке руку и сердце. Вместе молодая чета отправилась в другой район на лесозаготовки. Клавдия трудилась в столовой, а Василий – вальщиком. Затем они переехали в Кировскую область, поселок Плодбище. Воспитали двух сыновей и дочь. Когда леспромхоз расформировали, Туевы перебрались в Яснэгский леспромхоз, а через четыре года наша героиня устроилась в детские ясли и там проработала до пенсии. Клавдия Васильевна уже ушла из жизни, но самоотверженный труд в тылу увековечил её имя в памяти земляков.
Диана СКАЛАЦКАЯ.
Фото из свободного доступа и книги «Документальная летопись ратных и трудовых дел».
Василий Петрович Туев удостоен медалей «20лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «30лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и других наград.