Продолжаем рассказывать о жителях Яснэга, внёсших свой вклад в дело Победы. Напомним, местные активисты подготовили книгу о своих односельчанах «Документальная летопись ратных и трудовых дел». Сегодня рассказ об Анне Ильченко.
Семеро по лавкам
Родилась Анна в 1927 году в селе Иб Сыктывдинского района, была одной из семерых детей в семье. В школу ходила в местечке Ягью. После уроков помогала родителям по хозяйству.
– С 11 лет с другими ребятами трудилась на сенокосе. «Стоговщиком» был Никифор Сямтомов. Он посылал меня на самую верхушку стога и учил, как правильно его оформлять. Ему нравилась моя работа, он уважал меня за неё. А зимой, бывало, по две недели не ходила в школу – надо было возить навоз. Учиться не любила, мне больше нравилось заниматься физическим трудом, – признавалась героиня статьи. – Осенью убирали злаковые и картофель. А когда в колхозе сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, сажали овощи, работали от зари до зари. Не успеешь заснуть, как снова надо идти на работу.
Юная охотница
– В 1941-42 годах в лесах водилось много белок. Ловили их вместе с братом. Голод заставлял всё делать. Брат Дмитрий научил меня стрелять. Когда его забрали на фронт, одна ходила на охоту, – рассказывала сельчанка. – Зимой 1942-43 годов мы с мамой работали по очереди. То она идёт, я дома остаюсь за хозяйку и няню, то я отправляюсь на работу в колхоз. Дома были корова и овечки. Ещё и за ними ухаживали.
Грузили живицу (из неё делали средство для лечения ран в – прим. авт.), по 220 килограммов, в бочки и доставляли в Иб, а обратно везли пшеницу на мельницу в посёлок Ворью.
Будничные трагедии
В работе в тылу зима незаметно переходила в весну. Весной Анна с сестрой Марией после вспашки боронила поле (такой тип обработки почвы, который включает рыхление, перемешивание и выравнивание поверхностного слоя – прим. авт.).
– В июне 1942 года сестра Нина (ей было три года), вечером заболела, а утром умерла. Осенью того же года заболела сестра Лиза (ей было всего полтора года) и в конце ноября тоже умерла. Вместо мамы мне пришлось ухаживать за телятами. Их было 43. Надо было варить им картошку и кормить. Досталось мне тогда хорошо! – продолжила рассказ наша героиня.
Анна отправилась на лесозаготовки рядом с деревней, возила лес.
–Хоть было и голодно, и холодно, но я никогда не унывала. Помню даже хорошие моменты, когда дали премию в двести рублей, а в другой раз пригласили меня, бригадира и «навальщицу» на стахановский ужин, – вспоминала Анна Михайловна.
Всё – для фронта
В сентябре 1944 года девушку и двух её подруг отправили учиться на формовщика на Нювчимский чугунолитейный завод. Несмотря на то, что ученица не говорила на русском языке, у неё все получалось. Пожилой мастер оказался терпеливым и хорошо объяснял.
– Когда сдавали экзамен, мне нужно было собрать винтовку. С заданием справилась быстро, так как дома была «берданка», – поясняла героиня.
После экзамена девушек отправили на завод работать в три смены. Анна скучала по дому, иногда уходила без разрешения. За такое нарушение её даже пытались судить. Однако бухгалтер завода заступилась за работницу, сказав, что она выполняет план на 200 %. В зависимости от этого выдавали карточку на хлеб: 150 % — план, 150 граммов хлеба и так далее. Когда на заводе закончился уголь, предприятие пришлось остановить. Одних работников отправили на лесозаготовки, других – уголь возить на завод. В марте 1946 года Анна ушибла позвоночник и долго не могла шевелить руками. Тогда же за добросовестную работу Анне Ильченко подарили белое платье с цветами.
В 1950 году героиня потеряла ребёнка. А осенью уже вышла на работу: на волокуше по снегу возила лес за 7 километров, с помощником делая два рейса. На двух лошадях вывозили по 26-27 кубометров.
В 1952 году женщина снова потеряла ребёнка. Поднялась температура, опухли ноги.
– Не могла говорить, мне давали кислородную подушку. На лечении находилась с августа до октябрьских праздников. После больницы еле двигалась. Врач сказала, что больные ноги – это на всю жизнь. И что надо проходить комиссию на инвалидность. Но когда вернулась в посёлок Начер, где я тогда жила, мне предложили лёгкую работу – возить бельё в посёлок Усть-Ворью. Согласилась. А потом принимала древесину и сдавала её на сплав, – продолжала рассказ собеседница.
В 1954 году Анна встретила Михаила, который стал её спутником жизни. У супругов родился сын. Во время беременности она продолжала трудиться на лесозаготовках. Начальник лесопункта, увидев женщину, запретил ей это, пригрозив судом. В итоге Анну перевели в продавцы магазина. Впоследствии в семье появились ещё двое детей, девочка и мальчик.
– Во время декретных отпусков я не оставляла магазин, и всегда всё было в порядке. Потом переехали в Кемъяр. Там в июне 1964 года я родила мальчика, а в августе уже приняла промтоварный магазин. Выручка была хорошая, план выполнялся, – делилась воспоминаниями героиня.
В ноябре 1966 года Анну Михайловну наградили «Медалью материнства» второй степени, а через год присвоили почётное звание «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Коми». В 1970 году наша героиня получила юбилейную медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
Сельчанка трудилась и кочегаром в котельной, и свинаркой. От тяжёлой нагрузки у нашей героини снова сильно опухли ноги. Долго лечилась. Потом работала сторожем. В 1980 году вышла на пенсию. Вместе с мужем воспитала пятерых детей.
В 1979 году дочь Вера родила Александра, а сама заболела и умерла. Бабушка и дедушка воспитали и внука. Остаток дней они прожили в Кемъяре. С разницей в пять лет чета Ильченко покинула этот мир.
Диана СКАЛАЦКАЯ.
На снимках: лесозаготовки в Яснэге; Нювчимский чугунолитейный завод (в годы войны здесь отливали корпуса для гранат и полевые кухни); волокуша (на них возили лес).
Фото из архива героини статьи и свободного доступа.