Высшая мера

В начале лихих девяностых многие владельцы личного транспорта стали заниматься частным извозом, чтобы заработать копеечку в непростые времена. В отношении частников стали совершаться преступления, в том числе и убийства. Не стал исключением и наш район. Ветерану МВД, сотруднику отдела уголовного розыска (ОУР) ОВД Сыктывдина Николаю Трофимову довелось раскрывать одно из таких резонансных дел. К слову, очерки о его деятельности вошли во второй том книги Анатолия Соловьева «Сыщики земли Зырянской».

Серия расправ

– В окрестностях Выльгорта были обнаружены три трупа мужчин с признаками насильственной смерти, – вспоминает Николай Михайлович. – Следствие установило, что все они проживали в Сыктывкаре и «калымили» на личных авто. Несчастные были задушены удавками или убиты ударами молотка. По селу поползла паника, стали говорить о банде молодчиков, которая специализируется на частных извозчиках или, как их называли в 1990-е, «бомбилах». Местные «калымщики» стали более осмотрительными, кого попало к себе «на борт» не брали. Однако вскоре произошло новое – четвертое преступление.

– В дежурную часть нашего ОВД обратилась жительница райцентра и сообщила: ее муж накануне уехал на автомобиле «калымить» и не вернулся, – вспоминает Николай Михайлович. – Заявление от женщины было принято, заведено розыскное дело, создана оперативная группа, куда вошли оперуполномоченный отдела уголовного розыска Николай Иванович Муравьев, зональный оперуполномоченный Виталий Михайлович Шахов, а возглавил группу я сам как начальник ОУР. Вскоре труп мужа этой гражданки был обнаружен в районе Еляты с рублеными ранами головы…

«Ласточка» как зацепка

Оперативники уже настроились на долгие поиски, установление и проверку связей убитого, опрос соседей и так далее… Но тут – удача. В тот же день Трофимову из оперативного источника поступила информация: некий гражданин, проживающий по улице Нагорной в Выльгорте, второй день возится во дворе с железной «ласточкой». При том, что ранее никакой техники у него не водилось. Милиционеры стали проверять все факты и выяснили: у мужчины возле дома находится автомобиль, принадлежащий… погибшему накануне таксисту. При опросе мужчина показал: эту машину ему продал Л. и три его дружка.

– Что ж, выйти на указанных лиц нам труда не составило. Л. было немного за 40, уже побывал в местах не столь отдаленных, а его дружками оказались трое молодых людей, причем двое – несовершеннолетние. Ни у кого из них не было водительских прав.

Мы стали допрашивать криминальный квартет, но никто не спешил признаваться в содеянном. Стали рассказывать сказки, что машину убитого просто нашли, – вспоминает собеседник.

По отработанной схеме

Однако под давлением некоторых улик и благодаря мастерству сыктывдинских сыщиков, которые смогли найти подход к четверке, злоумышленники постепенно стали путаться в показаниях. А через несколько дней все-таки сознались, что жестокая расправа с таксистом – их рук дело…

В ходе допросов наши оперативники постепенно установили картину всех четырех злодеяний. Как правило, четверка действовала так. Втроем или вдвоем они голосовали на центральных и других улицах Сыктывкара. Затем садились в остановившуюся машину и просили водителя подвезти куда-нибудь, к примеру, до бывшего пионерлагеря «Тимуровец» (м. Еляты). Один исполнитель садился сзади, второй спереди. В какой-то момент подельники просили водителя остановиться. Сидевший сзади тут же накидывал на него удавку. А если жертва начинала сопротивляться, то сидевший спереди добивал ее молотком либо туристическим топором. От тела избавлялись, выбрасывая его куда-либо в кювет или закапывая в окрестностях Выльгорта или Сыктывкара. Машины крали не столько из корыстных побуждений, сколько по глупости. Первые дни катались на них, а потом бросали в безлюдных местах.

– Мы стали искать закопанные трупы в указанных ими точках. Вместе с нами, оперативниками, по этому делу работали замначальника управления угрозыска Николай Коюшев и прокурор-криминалист Станислав Баублис. Работа кропотливая, но все четыре убийства удалось доказать. Тело одного погибшего, помню, нашли захороненным в районе завода ЗЖБИ на улице Колхозной…

Л. приговорили к высшей мере наказания, остальным дали от 7 до 9 лет тюрьмы. Ну а сыктывдинские автолюбители с тех пор вздохнули спокойно.

Елена НЕСТЕРОВА. Фото из архива Н. Трофимова.