Хочешь быть здоров, откажись от алкоголя

Не секрет, что статистика употребления алкоголя в стране продолжает оставаться тревожной. Согласно данным Сеченовского университета, в 2022 году алкоголь употребляли примерно 76 процентов россиян. Из них 35 процентов выпивали умеренно, один-два раза в месяц, остальные делали это чаще или помногу сразу, а 4 процента – каждый день или почти каждый день. И только 13 процентов даже никогда не пробовали. Какова же ситуация с зелёным змием в Сыктывдине,– об этом наш разговор с врачом-наркологом районной больницы Анной Мелентьевой ( на снимке).

Юные «дегустаторы»

— Анна Андреевна, правда ли, что дети стали раньше пробовать алкоголь?

— К сожалению, да. И, к ещё большему сожалению, – не только алкоголь. Пробуют всё, что под руку попадётся.

Приведу, например, такой случай. В Зеленце семилетний мальчик, гуляя на улице с девочками, нашёл в разбитой машине бензин и дал подружкам его понюхать. Когда ребята разошлись по домам, отец одного из них заподозрил, что-то неладное. Как оказалось, дети получили токсическое отравление. К счастью, всё обошлось: горе-экспериментаторы в порядке.

А вот тринадцатилетней сыктывкарке не повезло. Девочка-подросток, надев на голову пакет, брызнула внутрь его дезодорантом и… задохнулась.

Что касается алкоголя. Бывает, дети украдкой таскают спиртное с праздничного стола. Поэтому взрослым надо быть внимательнее во время празднеств.

— А у самих взрослых как обстоят дела?  Сколько страдающих алкоголизмом?

— На диспансерном учёте у нас – 220 человек. Сейчас обязательно требуется согласие на наблюдение от самих пациентов. За счёт такого нововведения цифры уменьшились, кто-то не даёт согласие. Но фактически больных меньше не стало. Раньше для людей с таким диагнозом существовал пожизненный запрет на владение оружием и вождение автомобиля категорий D и E. Сейчас этого нет.

Алкоголизм – хроническое, неизлечимое заболевание. Однако можно добиться ремиссии и в итоге снять почти все запреты, если человек благополучно завершил диспансерное наблюдение, сдал анализы и прошёл обследование. Кстати, были случаи, когда пьющий человек вдруг решал остановиться, считал, что нужно выполнить долг перед Родиной, и подписывал контракт на участие в СВО.

Виноват весь мир

— Нет ли у вас ощущения, что в последнее время люди стали более тревожными, депрессивными?

— От кого-то жена ушла, кто-то работы лишился – проблемы были и остаются. Больной алкоголизмом всегда найдёт причину того, почему он злоупотребляет. Нам проще обвинить в своих бедах весь мир, чем себя. Суициды совершают в состоянии опьянения. Алкоголь способствует тому, что человек необъективно оценивает реальность. Ему кажется, что проще уйти от существующих проблем таким вот образом.

В чём суть алкоголизма? Это зависимость. Тип личности, которой нужно как-то уходить от реальности и от чего-то зависеть: от спиртного, табака,  еды, работы… Однако алкоголь, в отличие от других зависимостей, убивает весь организм. Бывает, пациент мне говорит: «У меня всё в порядке, печень не болит». Так ведь это такой орган: если заболел, значит, практически перестал функционировать!

— Существует ли «красная линия»?

— Всё очень индивидуально. В районе был случай с женщиной. Она вообще никогда не пила. Однако супруг и друзья всё же уговорили её пригубить в одном из застолий. Выпила она бокал пива, и у неё отказали почки.

Сейчас мы более углублённо изучаем состояние тех, кто хочет получить разрешение на оружие. Стали замечать такую тенденцию: человек недели две ведёт трезвый образ жизни, необходимые лекарства вовремя принимает, а анализы остаются плохими. И причина тому – бытовое пьянство. У выпивавшего каждый день в организме происходили такие разрушения, которые двумя неделями уже не восстановить.

Можно и нужно лечить

—  Как понять, что родственник – алкоголик? И что делать в таком случае родным?

— Конечно, ни один алкоголик не признаётся в своей болезни. Есть специальные тесты, которые помогают установить, имеется ли зависимость. На учёте у нас состоит инвалид первой группы, не ходячий. Родные жалуются, что пьёт. Но ведь кто-то ему приносит бутылку! Вы же ребёнку не дадите выпить алкоголь? А почему взрослому предлагаете? Это называется созависимость, когда члены семьи, потакая больному алкоголизмом, приносят ему спиртное. И это – двойная мораль. Если человеку не нравится что-то, он меняет ситуацию, а когда родные позволяют пить, значит, их всё устраивает.

— Как спасать человека от пагубной привычки?

— Всё зависит от стадии алкоголизма.

Начальная стадия – это когда только развивается психическая зависимость. У больного уже отсутствует самокритичность и он находит массу объяснений и оправданий своему пристрастию. Крайне важно, чтобы хотя бы родственники заметили типичные симптомы, вовремя подняли тревогу и обратились к врачу.

Вторая стадия – абстинентное состояние, когда у человека наступает физическая зависимость. Органы уже не могут нормально функционировать без постоянного поступления алкоголя в организм. У человека портится настроение, проявляются соматические нарушения, боли в сердце, тахикардия.

Конечная стадия – когда происходят необратимые изменения в организме, личностная деградация и социальная дезадаптация. И, в конце концов, наступает смерть.

Но даже третью стадию алкоголизма можно и нужно лечить. Методы есть разные, в том числе психотерапия: психологическая установка на здоровый образ жизни, возможность полноценного существования без алкоголя. Но, в первую очередь, сам человек должен захотеть излечиться и обратиться к врачу, а родные – обязательно поддержать его в этом. У нас на учёте были два брата. Один перестал наблюдаться. В этой семье умерла мать, и он, видимо, запил на поминках. Так возле печки упал и умер – печень отказала. Второй после этой истории взял себя в руки, наблюдается у нас и идёт на поправку.

Так что всё зависит от себя самого.

«…были случаи, когда пьющий человек вдруг решал остановиться. Считал, что нужно выполнить долг перед Родиной и подписывал контракт на участие в СВО…»

Диана СКАЛАЦКАЯ.

Фото автора.