Владимир Уйба представил китайским партнёрам экономический и инвестиционный потенциал Республики Коми

Глава Коми Владимир Уйба принял участие в Российско-китайском бизнес-форуме, который прошёл 23 мая в Шанхае в рамках визита в Китай Председателя Правительства России Михаила Мишустина.

Форум организован для руководителей ведущих компаний Российской Федерации и Китайской Народной Республики. В их числе и представители крупнейших лесопромышленных предприятий Республики Коми – ООО «Лузалес», ООО «Промтех-инвест», ООО «Печора Север Лес».

В рамках форума Владимир Уйба принял участие в пленарном заседании, а также выступил с докладом на круглом столе, посвящённом перспективам российско-китайской кооперации в области промышленности. Глава Коми представил китайским партнёрам экономический и инвестиционный потенциал региона.

Как отметил Владимир Уйба, в работе над повышением устойчивости российской экономики и бизнеса в условиях санкций важна активизация сотрудничества с КНР – это расширение альтернативных цепочек поставок продукции, а также поиск партнёров для экспорта.

Одной из ведущих отраслей экономики Республики Коми является лесопромышленный комплекс. Если раньше лесопромышленные компании региона большей частью поставляли продукцию на рынки Европы и Центральной Азии, то сегодня они больше ориентированы на рынки Ближнего Востока, Китая, Ирана, Египта, Турции и стран СНГ.  Сейчас Китайская Народная Республика является крупнейшим торговым партнёром Республики Коми.

По итогам 2022 года товарооборот лесопродукции с Китаем вырос на 24,3% за счёт увеличения объёма экспорта целлюлозно-бумажной продукции. В общем объёме отгруженных товаров собственного производства за 2022 год удельный вес экспорта в Китай составляет порядка 20%.

Республике Коми есть, что предложить китайским партнёрам. Если говорить о продукции лесопромышленной отрасли, это высококачественные пиломатериалы, различные виды фанеры, древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, товарная целлюлоза и картонно-бумажная продукция, топливные брикеты, пеллеты.

Глава Коми рассказал о ключевых направлениях лесопереработки. В регионе производится порядка 60 тысяч тонн топливных брикетов и 430 тысяч тонн пеллет в год. Такой объём продукции обеспечивают 20 предприятий региона. В перспективе планируется нарастить производство биотоплива на 32,2 тысячи тонн.

Кроме того, Правительство региона совместно с бизнесом разрабатывает проекты малоэтажного деревянного домостроения. Компанией «Лузалес» разработаны типовые 4-этажные дома площадью от 3500 кв. метров (до 56 одно-, двух- и трёхкомнатных квартир) до 5500 кв. метров (до 88 одно-, двух- и трёхкомнатных квартир), выполненные по технологии МХМ (Многослойный Хвойный Массив). Уже подобрана площадка в селе Выльгорт Сыктывдинского района под строительство жилого квартала из таких домов для расселения граждан из аварийного жилья.

Для решения вопроса импортозамещения в сфере лесозаготовительного и лесоперерабатывающего оборудования и технологий Владимир Уйба предложил китайским компаниям рассмотреть возможность локализации производства лесной техники на территории Республики Коми, в том числе посредством организации совместных предприятий. Он отметил, что есть значительный потенциал для дальнейшего наращивания годового товарооборота между Республикой Коми и КНР

Кроме того, глава Коми предложил китайским коллегам рассмотреть возможность инвестирования в добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов региона. Например, принять участие в совместной разработке месторождений баритовых руд, горючих сланцев, стекольных песков и создать новые совместные производства. Наиболее перспективные, по мнению Владимира Уйба, проекты возможно реализовать на базе Хойлинского месторождения баритовых руд в Воркуте, которое расположено в Арктической зоне Российской Федерации, на базе Чим-Лоптюгского месторождения горючих сланцев, а также на базе месторождения стекольных песков Чернокурка-1.

Владимир Уйба рассказал о множестве преференций, которые предоставляются бизнесу в регионе. Это льготные целевые займы Регионального фонда развития промышленности, субсидии на создание объектов инфраструктуры, пониженные налоговые ставки на имущество организаций, предоставление земельных участков, защита поощрений капиталовложений, возмещение части затрат на создание, модернизацию, реконструкцию обеспечивающей или сопутствующей инфраструктуры.