«Меня пронесет» тут не спасет: как не попасться на уловки интернет-аферистов?

Как не попасться на уловки интернет-аферистов и сохранить деньги? На что обращать внимание при онлайн-покупках? Эти темы стали ключевыми на площадке по информационной безопасности, организованной в рамках прошедшего республиканского форума «Серебряные волонтеры*». Общественники с интересом послушали поучительные истории и актуальные советы от начальника отдела технических методов и средств защиты информации управления по безопасности ЦИТ Коми Дениса Рычкова (на снимке).

«Нужна отдельная карта»

Многие, кто совершает покупки в онлайн-режиме, знают, что CVV-код на обратной стороне (или пришедший на телефон SMS-код) никому сообщать нельзя. Это чревато потерей денежных средств с вашего счета. Но, увы, так или иначе определенная информация о карте все-таки остается в виртуальном пространстве (срок действия, имя владельца), если вы привязываете ее к тому или иному интернет-магазину. Конфиденциальные данные могут стать доступны третьим лицам при взломе сайта. Пусть и нечасто, но такое бывает. Например, в марте 2022 года атаке хакеров подвергся одни из известных порталов по продаже различных товаров.

Что же делать? Привязывать карту к какому-либо ресурсу или нет? Тут ведь вопрос и в технических сбоях. Бывает, что магазин по ошибке совершает списания с карты.

В этой связи Денис Андреевич дал такой совет:  заведите специальную карту для онлайн-покупок. И пополняйте ее конкретной суммой перед приобретением товаров (можно через другие пластиковые карты, если нет комиссии).

Подытожим. Первое: для покупок в интернете нужна отдельная карта. Второе: если при оформлении сделки вам звонят якобы менеджеры магазина или специалисты техподдержки, которые запрашивают код с карты или другие данные, – ни в коем случае не сообщайте их! Третье: не вводите коды от банковской карты, если вам приходит СМС с незнакомого номера, где говорится, что вы якобы купили тот или иной товар.

Внимание к каждой букве

Еще одна ловушка таится там, где ее никто не ожидает. Из сводок МВД мы знаем уже немало случаев, когда люди переходят на поддельные интернет-сайты, которые внешне похожи на официальные, разница только в одной букве или цифре. Эксперт привел пример с давно зарекомендовавшим себя сайтом бесплатных объявлений. На экране вышло два одинаковых адреса ресурса. Присутствовавшие общественники не нашли в них ни одного отличия. Прозвучало общее мнение: «Они идентичны». Но стоило скопировать эти названия в Блокнот Windows, сразу стала видна разница:  в первой строке вместо положенной английской   буквы «I»  мошенники вписали маленькую английскую букву «L» . И этой уловкой с похожестью двух символов умело пользуются аферисты всех стран, создавая сайты-клоны.

Так что при вбивании и нахождении в поисковой строке названия какого-либо сайта – внимательность и еще раз внимательность! Пусть вы потеряете несколько минут на проверку подлинности ресурса (либо скачаете официальное приложение тех же компаний-перевозчиков или магазинов), чем потом будете кусать локти от потери больших средств.  Ведь при введении информации о своей банковской карте вы рискуете потерять все, что на ней есть. И таких случаев немало даже по Сыктывдинскому району.

Этот номер им не по зубам

Важно помнить и еще один момент, о котором рассказал Денис Рычков. Сегодня все интернет-магазины принимают оплату банковской картой (делают это, как правило, в официальном приложении сайта). Если магазин вместо этого предлагает перевести платеж какому-то частному лицу, то лучше этого не делать. Потому что может возникнуть непонятная ситуация. Интернет-магазины отвечают за свой товар, и, как правило, при возникшем инциденте можно обратиться в службу технической поддержки, уточнить сроки доставки и стоимость товара. А какой спрос с неизвестного вам частного лица?

Еще одна подсказка. Зачастую у крупных магазинов телефон начинается с цифр «8-800». Это достаточно дорогой номер, и мошенникам покупать или арендовать его у оператора просто невыгодно, – рассказал эксперт. – Они используют, как правило, «495» или указывают любой номер мобильного любого региона. Это тоже стоит помнить.

Цена – главный ориентир

Что еще поможет понять, настоящий перед вами магазин или прикрытый ширмой яркого веб-дизайна охотник до чужих денег? Оказывается, на это подспудно указывает… цена товара. Денис Андреевич привел пример, как телефон популярной марки на одном из сайтов продаж стоил в два раза дешевле своей средней цены в магазинах. При просмотре таких  изделий на официальном ресурсе продаж мобильной техники все присутствующие убедились:  такой стоимости просто не может быть. А случается, что сотовые телефоны выставляют по ценам в три раза дешевле обычных. И выясняется, что в одних случаях подделка – сайт, в других, что телефон – дешевая копия, по всем параметрам уступающая оригиналу. Совет таков: проверяйте стоимость того или иного товара на нескольких сайтах.

Напоследок еще раз всех предупредим: будьте бдительными, ведь русское «авось» и позиция «меня пронесет» при оформлении сделок  в интернете точно не годится.

*Форум состоялся в Торгово-промышленной палате РК по инициативе правительства региона.

Елена НЕСТЕРОВА.