Поиск людей – особая миссия

Добровольчество многолико. Кто-то безвозмездно помогает бойцам, защищающим Россию, кто-то – братьям нашим меньшим или оказавшимся на улице людям, погорельцам. Кто-то участвует в сборе средств для больных или проведёт старушку через дорогу. В этом же ряду энтузиастов – добровольческие отряды по поиску пропавших без вести людей. В Республике Коми одним из таких уже семь лет является поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Всего же подразделения ПСО «Лиза Алерт» успешно действуют в 64 субъектах Российской Федерации.  При этом отряд состоит исключительно из добровольцев, не имеет расчётного счёта, но широко известен среди населения. В Сыктывдинском районе тоже есть ребята, примкнувшие к этому отряду и успешно выполняющие миссию по поиску людей.  Об истории отряда и земляках-добровольцах — в нашей публикации.

Начало

13 сентября 2010 года в подмосковном лесу пропала четырёхлетняя Лиза Фомкина. В течение пяти дней её и ещё заблудившуюся с ней женщину практически никто не искал. И только когда информация о них попала в интернет, сотни энтузиастов, не равнодушных до чужой беды, откликнулись и начали поиски. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лиза умерла от переохлаждения на девятый день со дня пропажи, а нашли её на десятый.

Потрясённые этой трагической историей люди, откликнувшиеся на крик о помощи и практически самостоятельно организовавшие поиски, решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось.

И 15 октября того же года появился поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Он назван в честь погибшей в лесах под городом Орехово-Зуево девочки и ставит перед собой цель защитить право наших детей на безопасность и жизнь. Со временем отряд стал принимать заявки на поиск не только детей, но и взрослых. Ведь пропажа человека любого возраста — огромная трагедия для его близких. Постепенно пришло осознание, что, кроме непосредственных поисков, необходимо проводить профилактическую работу, направленную на предотвращение трагедий.

«Рыжая семья» Коми

2 июня 2017 года в нашем регионе тоже был создан поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». За это время от жителей поступило больше 1 150 заявок на поиск, больше 740 человек найдены живыми. В поисках пропавших без вести пройдены тысячи километров, проведены сотни различных мероприятий, проектов, форумов и обучений. За 7 лет школой «ЛизаАлерт» организовано 457 бесед по безопасности для 10 822 детей и их родителей.

На сегодня в отряде «Лиза Алерт» Коми состоит примерно 200 добровольцев.  Несмотря на то, что все они живут обычной жизнью, в случае поступления заявки на поиск объединяются и выходят на задачи по поиску пропавшего человека. Каждый из них выполняет ту миссию, которая ему по силам.

В отряде есть добровольцы, кто выезжает на поиск круглосуточно и в любую погоду, кто обзванивает больницы и делает репосты в социальных сетях и обучает поисковиков, кто регистрирует участников поиска и печатает ориентировки. Есть пилоты БПЛА и группа просмотра и анализа снимков, пресс-служба и хранители оборудования, инструкторы направления «Новичковая» и школы «ЛизаАлерт», информационные координаторы и картографы, поисковики и старшие поисковых групп.

Добровольцы «Лиза Алерт» разделяют ценности человеческой жизни, готовы жертвовать своим временем во имя спасения граждан. Их миссия – помочь людям вернуться в семьи. Не удивительно, что они дружны между собой и зачастую в своих кругах называют соотрядников «рыжей семьёй». Это связано, конечно, с преобладающей оранжевой экипировкой ребят.

В отряде есть ряд обозначений. Так, часто в разговорах можно услышать «НЖ», что означает «Найден. Жив».  А отряды, которые отправляются в лес и возглавляются старшим  поисковой группы, зовутся «лисами». У поисковиков есть позывные, что упрощает работу по рации.  Есть и обязательные к исполнению требования к поведению. Например, ни в коем случае нельзя выходить на поиск в состоянии опьянения, распространять личную информацию о потерявшемся человеке и обстоятельствах его пропажи.

Опыт сыктывдинцев

В сёлах Сыктывдинского района тоже живут не равнодушные к чужой беде люди, готовые участвовать в поисково-спасательных работах.

Вот что рассказала о добровольческой деятельности жительница Пажги Нина Муравьёва:

— В сентябре 2021 года я увидела ориентировку о пропаже двух мальчиков и не смогла остаться в стороне. Просто представила, что бы я испытала, если бы это случилось с моей дочерью. Откликнулась и поехала на поиск.  Тогда и случился мой первый «НЖ». Не описать словами, какое облегчение наступило, когда дети были найдены. С тех поря я стала частью отряда. Выбрала себе позывной «Пажга» и прошла обучение по курсу «старший поисковой группы».  А это значит, что я беру на себя ответственность вести группу добровольцев в лес. Когда в лесу слышишь отклик пропавшего, это непередаваемые эмоции от важности миссии по спасению человека.  Заряжает и мотивирует то, что на поиск приезжают неравнодушные люди, твои единомышленники.

В отряде я ещё и старшая направления «Регистрация», участвую в работе группы коротких прозвонов медучреждений.

В жизни работаю обычной медсестрой. Тоже спасаю людей, только в пределах своего учреждения.

А вот многодетный отец из Зеленца Павел Зезегов, работающий оператором на деревообрабатывающем предприятии, пришёл в отряд в начале прошлого года. Его позывной «Эстет». Отчасти, наверное, это связано с тем, что Павел с первых полевых учений показывал выносливость и отличные результаты по ориентированию с компасом и навигатором.

Как нам рассказал Павел, он увидел в интернете подборку роликов про «Лиза Алерт» и был тронут. Узнав, что в Сыктывкаре есть отряд, вступил в него. Прошёл обучение и стал старшим поисковой группы, но на этом не останавливается. Совершенствуется и продолжает обучаться по другим направлениям.

— Очень рад знакомству с интересными, неравнодушными ребятами из «Лиза Алерт». Они и общее дело меня очень мотивируют. Я развиваюсь и помогаю.

Ксения Игнатова из Выльгорта со звучным позывным «Физорг» собиралась вступить в отряд ещё в 2021 году, увидев ориентировку на пропавшую бабушку. Но в силу возраста ей было отказано. Через год, с наступлением совершеннолетия, Ксения стала поисковиком, а затем и старшей поисковой группы.  Самый яркий и запоминающийся поиск у «Физорга» случился тоже на территории родного Сыктывдина.

— В конце августа 2024 года на «горячую линию» отряда поступила заявка о пропавших в лесу под Нювчимом пожилых людях, старшему из которых было 85 лет, — рассказала нам девушка. —  Был организован активный поиск, в котором участвовали 36 человек из числа добровольцев отряда, местных жителей, родственников пропавших. Около полуночи в ответ на отклик услышали лай собак, и штаб отправил мою «лису» проверить информацию.  Когда, кроме лая собак, мы услышали отчётливое: «Мы здесь!», пришлось применить всю выдержку, чтобы не броситься на голос, и вспомнить все алгоритмы действий при нахождении людей. В спешке в ночном лесу можно оступиться и травмироваться, поэтому большого труда стоит действовать спокойно и рассудительно. Через несколько минут передаю в эфир: «Мы дошли до них. Всё в порядке. Состояние хорошее, могут идти сами. Поим чаем и выходим».  Во втором часу ночи штаб встретил нас громкими аплодисментами и криками «Ура!». Это были мой первый «НЖ» и лучшее завершение суток, ведь все живы и здоровы.

Ольга КАЛМЫКОВА.

Фото предоставлены героями публикации.