«Мы отвечаем за уют в домах»

Глядя на эту обаятельную улыбчивую женщину и не скажешь, что она руководит преимущественно мужским отделом в Сыктывдинской тепловой компании, вместе с коллегами отвечая за тепло и уют в домах сыктывдинцев. Ирина Прасолова трудится на благо района без малого 30 лет. Эту работу не назовешь ни легкой, ни спокойной. Безаварийное обслуживание котельных, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, водозаборов и очистных сооружений, аварийные ситуации – коммунальщикам всегда надо быть начеку. Каково это – нести серьезный груз ответственности на женских плечах, мы расспросили Ирину Тимофеевну накануне профессионального праздника.

Следить за всем 

– По сути, всю свою жизнь я работаю в системе ЖКХ. Родом из Ижмы, после школы поступила в Ухтинский индустриальный институт, в 1985 году окончила его, получив диплом инженера-строителя теплогазоснабжения и вентиляции, – рассказала Ирина Тимофеевна. – Приехала работать по направлению в Объячево, на Прилузский теплоэнергоучасток. Сначала была мастером местной котельной, а затем стала сменным мастером котельной в Визинге. Координировала все действия смены (в подчинении были два оператора, электрик и лаборант водоочистки).

С апреля 1990 года Ирина Прасолова работает в Выльгорте. Сначала приняли сменным мастером в одну из котельных, а вскоре перевели инженером производственно-технического отдела Сыктывдинского РПО «Жилкомхоз» (с 2012 года – ООО «Сыктывдинская тепловая компания»). В 2001 году Ирина Тимофеевна возглавила этот отдел.

– Работы у инженера моего профиля – непочатый край. Мы занимаемся производством,  всеми видами ремонтных работ, – поясняет собеседница газеты. – Нагрузка приличная, ведь предприятие у нас многопрофильное: подаем и тепло, и воду из скважин, причем мы же и очищаем ее от стоков (есть свои очистные сооружения, за работой которых тоже строго следим). Помимо этого, контролируем работу котельных, водопроводных станций и скважин… Во время ремонтов – будь то плановые или экстренные – наш отдел бдительно следит за их качеством. Отдельный фронт работы – это всевозможная отчетность и подготовка документации.

По словам Ирины Тимофеевны, в последние годы ужесточилось законодательство, появилось много новых требований со стороны надзорных органов. «Бумаг сейчас просто вал: это и различные разрешения, и допуски на все виды работ. Все надо готовить в срок и на совесть, чтобы не было никаких претензий, аварий и инцидентов», – отмечает Ирина Прасолова.

В круглосуточном режиме

– Жилищно-коммунальное хозяйство – это, на мой взгляд, самая важная отрасль, которая создает благополучие и комфорт, – считает наша собеседница. – Те же учителя, врачи, другие специалисты, когда в их доме проблемы с теплом, разве смогут трудиться с душой в своих учреждениях? А мы создаем уют для всех жителей. Не говоря уже о том, что на нас ложится особое бремя ответственности и за социальные объекты. Ведь если батареи холодные в школе, садике или больнице, эти учреждения тоже не смогут нормально работать. А мы их этими ресурсами обеспечиваем, круглосуточно контролируя подачу тепла и работу котлов, насосов и прочего оборудования.

Сейчас много претензий к коммунальщикам. Но важно помнить, что порой специалистам приходится трудиться днем и ночью, не считаясь с личным временем и семейными обстоятельствами. Ведь если где-то на сетях авария, дежурные группы выезжают в выходные и праздники. Одно из таких ЧП случилось в Выльгорте в 2015 году в канун Рождества.

–  6 января я как раз дежурила, отвечая за обеспечение информационной связи при проведении ремонтных работ, – вспоминает Ирина Тимофеевна. – Диспетчер предприятия по телефону доложил, что лопнула труба на теплосетях в районе СПТУ-2. На улице – минус 30. Пришлось спешно вызывать туда спецтранспорт, менять поврежденный кусок трубы. К работе подключили даже слесарей и сварщиков из Палевиц и Пажги. В тяжелых условиях на морозе они дружно провели экстренный ремонт, периодически греясь в УАЗиках-«буханках», на которых им подвозили горячий чай и еду. И, к счастью, благодаря их слаженным действиям мы спасли положение. А ведь грозило ни много ни мало – замораживание внутридомовых систем. Целые сутки мы находились на объекте и подачу тепла наконец-то восстановили…

С заботой о сетях и людях

Как отмечает Ирина Прасолова, в последние годы набирает обороты модернизация отрасли. В Палевицах котельные перевели с угля на газ, провели масштабную реконструкцию. На новых видах топлива работают котельные в м. Дав Выльгорта и в Язеле. А в этом году предстоит перевести котельную с. Ыб с дорогостоящего мазута на пеллеты. Помимо этого, отремонтировано немало водопроводных и тепловых сетей. В том же Выльгорте реконструировали трубы теплотрассы 25-летней давности. «На все эти работы необходимо получать допуски инспектирующих организаций, для чего мы регулярно сдаем экзамены, – уточняет наша собеседница. – У руля предприятия сегодня грамотное руководство в главе с исполнительным директором Алексеем Владимировиче Булыгиным, его заместителем Константином Александровичем Долингером и начальником теплоэнергетического участка Владимиром Борисовичем Косачевым. Случаются, конечно, небольшие сбои в работе, но все решается в короткие сроки.

– Если сравнивать с советскими временами, когда начинала работать, то тогда наше предприятие отвечало за небольшой жилфонд – было же ведомственное жилье. А теперь обслуживанием инженерной инфраструктуры большей части Сыктывдинского района занимается наше предприятие, поэтому мы несем ответственность за жизнеспособность всей социальной сферы, – поясняет Ирина Тимофеевна. – Сегодня многие критикуют ЖКХ, негатив в основном вызывают тарифы. Важно понимать: их утверждает Служба по тарифам Коми, а повышаются они в связи с тем, что растут цены на электричество, газ, уголь, мазут, бензин… Но как бы ни менялось время – мы живем интересами наших потребителей. Для нас главное, чтобы они не страдали от сбоев в системе. Ведь люди платят за ресурс, а, значит, мы всегда в ответе за подачу тепла и воды в дома земляков.

Елена МУЗЫКАНТ.