Женские лица Победы

В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами сражались на фронте и женщины. Они брали в руки оружие, восстанавливали железнодорожные пути, вытаскивали раненых с поля боя и не боялись смотреть смерти в лицо…

Основываясь на архивных материалах редакции и книге Александра Сугорова «Опалённый войной белый халат», мы расскажем о героинях Сыктывдина, которые ковали Победу своими нежными, но в то же время сильными руками.

Окружение, немецкие сапоги и 8 марта

Агния Белых родом из деревни Ипатово. В довоенные годы работала телефонисткой.  Когда пришло известие, что на советскую страну наступает враг, она обратилась в райвоенкомат с заявлением о призыве в Красную армию. Вот что об этом писала сельчанка: «На сборном пункте выдали обмундирование, и винтовку со штыком. Мой рост немногим более полутора метров, поэтому в строю с оружием я выглядела очень нелепо. Видимо, поэтому старшина отстранил меня от упражнений с винтовкой, когда требовалось прокалывать чучело штыком, а вместо этого прикрепил к санинструктору. И я кропотливо училась у него перевязывать раненых, накладывать шины, даже вправлять вывихи».

Новобранцев перекинули в Киев. Немецкая авиация в начальной стадии войны была настолько сильной, что наши зенитчики не справлялись с поставленной задачей. Все ждали приказа отступать, а его не было. Когда всё же это произошло, солдаты оказались в окружении. Разрозненными группировками ночами они двигались на Восток.

Наша героиня была и сестрой милосердия. Не раз лечила раненых в бою. Однажды, когда бинтов для перевязки уже не осталось, она использовала своё нательное бельё.

Из воспоминаний Агнии: «Ботинки сорок последнего размера надевала на босые ноги. На другой день один пожилой боец принёс мне сапоги с короткими голенищами, какие носили немцы. Я ему говорю, дескать, с убитого, да ещё немецкого солдата, обувать не буду. А он улыбнулся и сказал, что фрицу они уже не понадобятся, а тебе, чтобы воевать, нужны здоровые ноги».

Сыктывдинка, выучившись на шофёра, некоторое время подвозила авиабомбы к самолётам. Однажды её машина разлетелась на щепки от прямого попадания немецкого снаряда. Девушке повезло: она успела выскочить из кабины и укрылась в придорожной канаве. После этого случая её вновь усадили за пульт управления связью. Также в своей роте она была по совместительству санинструктором.

Ещё один интересный эпизод Агния Белых любила рассказывать подрастающему поколению: «На календаре – 8 марта. Мы решили отметить женский праздник. Достали из тайников платья и кофты, накрыли стол, установили патефон, а тут – старшина. Увидев всё это, приказал немедленно убрать, а сержанту объявил выговор, ведь был запрет иметь гражданскую одежду. На наше счастье, в блиндаж зашёл комбат. Он приказ старшины отменил и разрешил праздновать женский день. Где-то гремели снаряды, свистели пули, а мы под пластинки патефона пели и танцевали. Война в этот день от нас была далека».

Счастливый день Победы Агния Белых встретила в немецком городе Дрезден. Вернувшись домой, вышла замуж и родила троих детей. Работала заведующей сельским клубом, детским садом и магазином, а ещё поваром. Имела много различных грамот.

Опыт работы и спортивная закалка

Клавдия Лыткина родилась в 1919 году в Выльгорте, была первенцем из восьмерых детей. Окончив семилетку, стала студенткой Сыктывкарской фельдшерско-акушерской школы. Активно занималась волейболом, лыжами, ездой на велосипеде. Была чемпионкой республики по лыжным гонкам, защищала спортивную честь Коми на Всесоюзных соревнованиях. По окончании учёбы работала заведующей здравпунктом в Максаковке.

После объявления войны девушка направилась в военкомат и в конце июня с группой новобранцев уже ехала на поезде в Архангельск, а оттуда – в Вологду. Пройдя краткосрочные командирские курсы, получила звание младшего лейтенанта медицинской службы и была назначена командиром взвода санитаров-носильщиков. В августе была направлена на Карельский фронт, где отважно громила врага и лечила раненых. А когда наступила относительная тишина, обратилась к командованию с просьбой направить её туда, где медицинский опыт и спортивная закалка больше всего будут нужны. Девушка была зачислена в одно из подразделений Первого Белорусского фронта. Её боевой путь – Брест, Варшава, Штеттин, Шена.

В числе наград сыктывдинки – орден Красной Звезды, медаль «За отвагу». В рапорте, представленном для награждения Клавдии Лыткиной орденом, написано: «Спасла жизнь 600 раненых».

Клавдия Ивановна вышла замуж за фронтовика Владимира Ефимовича Луценко, стала матерью, работала в медицинских учреждениях Печоры.

 

 

Из библиотекаря в медсёстры

Нина Томова родилась в Ыбе в 1923 году. Окончила среднюю школу и работала библиотекарем в республиканской библиотеке.

В июле 1942 года её призвали в армию. И до августа 1945 года сельчанка служила в полевом госпитале Карельского фронта.

Из воспоминаний: «На Севере свои трудности. К тому, что солдатская каша была жидкой, свою порцию горести добавляли холода. В госпитале лечилось много бойцов, которых к нам доставляли сильно обмороженными. Лекарств не хватало, поэтому применяли народные средства. Так, чтобы у раненых не развивалась цинга, их заставляли пить горький хвойный напиток».

После войны героиня публикации работала в Коми пединституте помощником секретаря, потом секретарём, заведующей научным архивом Коми филиала Академии наук. В копилке её наград – орден Отечественной войны, юбилейные медали, различные почётные грамоты.

 

 

 

 

«Всем смертям назло»

Агния Шурганова родом из Шошки. Окончила Сыктывкарское медучилище в 1933 году. Работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. В 1941 году добровольцем ушла на фронт. Служила в звании младшего лейтенанта.

С 1941 по 1943 год сыктывдинка воевала на Северо-Западном фронте в составе 54-й армии, в санитарной роте 32-й отдельной стрелковой бригады, которая участвовала в боях у Ладожского озера, под Москвой, на Синявском плацдарме – здесь были самые жестокие бои, а потом под Старой Руссой.

Из воспоминаний: «На фронте меня все называли Аней. Агния – это слишком строго звучит, говорили… Много приходилось делать операций (я была старшей операционной сестрой). И не было большего счастья для нас, когда солдат выживал, становился в строй и снова шёл бить врага всем смертям назло. Однажды зацепило и меня осколком, но, слава Богу, выдюжила. Контузило – тоже выжила. А уж сколько было радости, когда прорвали блокаду!».

С 1943 по 1945 год Агния Андреевна служила в составе 183-й стрелковой дивизии, в 227-м полку. Военным фельдшером, дошла до Праги. Демобилизовалась в феврале 1946 года в офицерском звании. Год работала в Бресте фельдшером-акушеркой в амбулатории, шесть лет – фельдшером в нювчимской больнице, с 1953 года – при выльгортской больнице и в средней школе заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.

В копилке наград ветерана Великой Отечественной войны – ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией» и «За трудовую доблесть».

На верный путь

Мария Лоскутова родилась в 1923 году в д. Мыргаиб с Ыб. Призвана Сыктывдинским военкомтом в августе 1943 года. Попала на Карельский фронт, в 66-ю железнодорожную роту, обслуживала военную железную дорогу от с. Сегежа до самой передовой. С апреля 1944-го до декабря 1945-го в составе 5-го железнодорожного полка восстанавливала разрушенные железные дороги в Латвии, Литве, Румынии, Венгрии, Чехословакии, пока вся военная техника не была перевезена через границу. Демобилизовалась в декабре 1945 года.

Награждена медалями «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «20 лет Победы». В юбилейный год Победы была удостоена Ордена Отечественной войны II степени.

Ещё одна уроженка Ыба Надежда Осипова с 1942 года служила младшим сержантом. После короткого двухнедельного обучения стала планшетисткой в штабе 564-го истребительного полка. Девушка по рации наводила наши истребители на самолёты противника. Вышла замуж за подполковника авиации, истребителя Виктора Московского. Была демобилизована в июле 1945 года. После смерти мужа переехала из Москвы в Сыктывкар. В юбилейный год Победы была награждена орденом Отечественной войны II степени.

 

Алёна СОЛОМАТИНА.

Фото из архива редакции и книги Александра Сугорова.