Из тундры в пекло войны

Прошлой осенью в Республике Коми был утверждён День памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне.  Всё больше интереса у населения региона вызывает эта недостаточно изученная страница истории. Стали появляться интересные публикации, выставки. О героях-каюрах и их верных четвероногих соратниках в борьбе за победу читайте в нашем очерке.

Универсальные помощники

Для коренных народов Севера олень – друг, кормилец, защитник и одна из главных ценностей.  Оленеводство лежит в основе жизненного уклада и культуры таких народов Крайнего Севера и Заполярья, как саамы, ненцы, коми, ханты, манси, эвенки, чукчи.

Олени содержатся большими стадами и всё время находятся в движении по пастбищам. Суровые условия севера выработали у животных мощные лёгкие и сильное сердце, создали предпосылки для удивительной работоспособности. Из-за густого шёрстного покрова и отсутствия потовых желёз они сравнительно легко переносят низкие температуры воздуха и не требуют содержания в искусственных сооружениях.

При этом олени неприхотливы в пище и не требуют особого ухода. Они добывают серебристый ягель, траву, листья.  А длинные тонкие ноги с крепкими широкими раздвоенными копытами позволяют им не проваливаться в снегу и раскапывать под ним мох.

Ещё одним преимуществом северных оленей в условиях войны, как бы жестоко это ни звучало, стало то, что даже раненые, они не издают звуков и погибают молча.

Впервые Советский Союз призвал оленеводов со своими подопечными в 1939-1940 годах на финскую войну.  Войска, действовавшие на Петсамском направлении, привлекали стада местного населения. Использовалось преимущество коренных северных народов, более приспособленных к условиям полярной зимы и короткого лета, их умение справляться с опасностями ландшафта и очевидная эффективность этих оленей в отличие от лошадей и танков.

 Северная «кавалерия»

К началу Великой Отечественной войны был проработан вопрос использования оленей в войсках. Под руководством командующего 14-й армией генерал-лейтенанта Валериана Фролова были определены и согласованы транспортные цели, задачи связи и эвакуации раненых с поля боя.

Карельский фронт был самым протяжённым из всех (около 1500 км в длину). Сдерживая натиск финской и немецкой армий, он стал «дорогой жизни» между Заполярьем и центральной частью СССР, обеспечивал безопасность Мурманска и Сорока-Обозёрской железной дороги.

В таких суровых климатических условиях в труднодоступной местности и при огромной протяженности линии боевых действий командованию предстояло срочно организовать снабжение войск, вывоз раненых и диверсионные вылазки. Использование тракторов, грузовиков и лошадей было исключено из-за глубокого снежного покрова и сложного горно-болотистого рельефа. Поэтому в войсках 14-й и 19-й армий Карельского фронта самым надёжным, а иногда и единственным средством доставки были оленьи и собачьи упряжки.

При подготовке к первой военной зиме 1941-1942 годов были разработаны положения о транспортных оленьих подразделениях, утверждены их штаты и боевые задачи.  Инициатором и организатором таковых стал военный ветврач 1-го ранга Дмитрий Тульчинский.

Уже осенью 1941 года из саамов Ловозёрского района Мурманской области начали формировать первые оленеводческие отряды. Местный обком ВКП (б) принял решение о создании на Кольском полуострове трёх оленно-транспортных подразделений.  Вскоре стало понятно, что призванных погонщиков-каюров, оленей, собак, нарт из Мурманской области для фронта будет недостаточно.

Постановление Сталина

 20 ноября 1941 года Иосиф Сталин подписал секретное постановление, согласно которому надлежало провести мобилизацию оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области.  Для формирования 12 лыжно-оленьих батальонов Карельского фронта только из Коми надлежало призвать 4 тыс. оленей, 800 нарт с упряжью и 800 каюров.

Уже 22 ноября Военсовет Архангельского военного округа издал приказ о мобилизации оленеводов и отправке оленей из народного хозяйства области и Коми АССР.  Местным органам власти и военным комиссариатам предписывалось до 1 января 1942 года направить каюров в исправной одежде и обуви, обеспечив их продуктами и фуражом. В соседних регионах также были призваны ханты и манси.

Во исполнение приказа в Сизябске ускоренным порядком пошили зимнюю одежду, обувь, покрыли камусом лыжи. В мастерских промкомбината изготовили палатки, спальные мешки и сани-нарты.

При этом были мобилизованы не только оленеводы, но и колхозники, рыбаки и охотники.  Предполагалось, что оленеводы обучат солдат навыкам по ориентации в тундре, поиску ягельников для выпаса оленей, умению прокладывать путь по бездорожью. В военные билеты бойцов были внесены записи «ездовой», «оленевод», «пастух».

Продолжение читайте в следующем номере.

 

Ольга КАЛМЫКОВА.

Фото автора.