Порталом «Госуслуги», по данным сайта «Объясняем.рф», пользуются уже более 112 млн человек. Ежедневно россияне и иностранные граждане подают 2 млн заявлений, чтобы оформить документы, получить выплаты или записаться к врачу. Мы уже стали воспринимать имеющийся ресурс как само собой разумеющееся. Между тем, он постоянно развивается, ежесекундно защищается от атак и оберегает наши данные от мошенников. Отказавшись от скучных рассказов, делимся с вами «говорящими» цифрами и фактами о Госуслугах.
Эволюция портала
В первой версии портала «Госуслуги» в 2009 году пользователи могли получить лишь справочные данные. Например, о том, куда подать заявление на социальные выплаты. В 2010 году в систему внедрили первые 20 услуг. А за 15 лет их количество выросло до 1,6 тыс. И в настоящее время каждую секунду происходит более 4 тыс. авторизаций.
Для защиты персональные данных пользователей используется эшелонированная защита с применением российских технологий кибербезопасности. Только в 2023 году специалисты отразили свыше 600 млн DDoS-атак на портал. При этом удалось не допустить утечки данных.
Система защиты Госуслуг обрабатывает более 6 млрд событий информационной безопасности в сутки. Благодаря мониторингу удалось обнаружить свыше 15 млн логинов и паролей от интернет-магазинов, порталов или других ресурсов, опубликованных в Сети и совпадающих с данными для входа на Госуслуги. Ежемесячно блокируется более 70 фишинговых и поддельных сайтов, телеграм-каналов, мобильных приложений, которые используют тематику и логотипы портала.
Когда хакеры справились
В 2024 году Роскомнадзор зафиксировал в нашей стране 135 утечек баз данных. Это почти на 20 % меньше, чем в 2023-м. Очевидно, что вместе с удобством широкое внедрение цифровизации привело к тому, что мошенники изобретают и совершенствуют способы заполучения личных данных пользователей. И если мы халатно относимся к выполнению правил кибербезопасности, то преступники получают доступ к паролям, ключам, личному кабинету на Госуслугах.
Если всё-таки доступ к аккаунту на портале «Госуслуги» взломан злоумышленниками, то пользователи не смогут воспользоваться им с прежними данными. Чтобы вернуть доступ, в Роскачестве рекомендуют воспользоваться наиболее удобным для вас способом:
- 1. Онлайн при помощи банка. Такой способ подойдёт, если вы указали одни и те же паспортные данные в личных кабинетах банка и портала «Госуслуги». По этой причине не забывайте обновлять актуальные данные при замене документа по достижении определённого возраста, в случае смены фамилии или утери паспорта.
На первом этапе потребуется зайти на сайт или в приложение банка, который вас обслуживает. Используя этот ресурс, повторите процесс регистрации на Госуслугах. Номер из личного кабинета банка автоматически будет перенесён в ваш профиль на портале. На этот номер вам придёт код подтверждения для входа.
Например, если вы пользуетесь Сбербанком, то введите в строке поиска на главной странице «Госуслуги», среди вариантов выберите «Восстановить доступ к «Госуслугам» и следуйте подсказкам.
- Лично в центре обслуживания. Чтобы получить помощь, возьмите с собой паспорт и СНИЛС. Специальная карта на Госуслугах подскажет ближайший к вам центр обслуживания. Как правило, они располагаются на площадках МФЦ, банков, почты, государственных учреждений, например, центров занятости.
Сотрудник проверит вашу личность и пришлёт одноразовый код. Его необходимо будет использовать в качестве пароля, а СНИЛС — в виде логина. После входа на портал потребуется сменить пароль.
Иногда данные СНИЛС, указанные на Госуслугах, отличаются от актуальных. В таком случае их отправят на проверку, которая займёт до пяти рабочих дней. После успешного завершения вам также придёт одноразовый код для входа. Если же СНИЛС не обнаружат, то вы получите СМС-сообщение с просьбой обратиться для сверки номера в центр обслуживания.
После того, как вы успешно вернули доступ к аккаунту, не забудьте проверить информацию о последних действиях. Для этого зайдите в раздел «Безопасность» и перейдите во вкладку «Действия в системе». В Роскачестве рекомендуют зафиксировать все манипуляции мошенников и указать их в заявлении для полиции. Также вы вправе обратиться в паспортный стол для замены документа.
Если ваши персональные данные «обработали». Что делать?
Наверное, нет людей, которые не заполняли согласие на обработку персональных данных при трудоустройстве, походе в поликлинику, банк и других обстоятельствах. Однако подобное соглашение встречается не только в документах, но и на различных сайтах.
Нажав на галочку, вы даёте ресурсу право только на хранение информации о вас. А вот для её распространения сайт обязан предоставить отдельное соглашение. Если же ваши данные каким-то образом попали в третьи руки, а вы на это не соглашались, произошла незаконная утечка. За нарушениями законов в области персональных данных следит Роскомнадзор.
В случае, если ваши данные «слили», то жалобу можете подать следующим образом:
— на официальном сайте Роскомнадзора, в разделе «Общественная электронная приёмная»;
— лично в отделении Роскомнадзора (подготовить два экземпляра обращения).
Также вы можете подать жалобу в прокуратуру, если знаете город нахождения нарушителей.
Заявить о краже ваших персональных данных можно на сайте прокуратуры региона, в разделе «Обращения граждан» или на Госуслугах, в разделе «Подача обращения в органы прокуратуры».
Ещё можно обратиться в специальное подразделение МВД, которое занимается преступлениями в области информтехнологий, в т. ч. и кражами данных на сайтах. Заявить о краже вы можете онлайн на странице обращений мвд.рф, выбрав в списке подразделений «Управление «К».
Персональными данными считаются:
— фамилия, имя, отчество физического лица,
— дата рождения,
— адрес места жительства или регистрации,
— e-mail и телефон,
— социальное, имущественное, семейное положение,
— сведения о доходах, образовании, профессии,
— паспортные данные, дактилоскопии и анализов ДНК,
— фото или видео с лицом человека.
Нелишние советы о Wi-Fi
Если скорость интернета снизилась, а файлы медленно скачиваются, то имеет смысл проверить, не подключились ли к роутеру ваши соседи.
В первую очередь нужно проверить список устройств, подключённых к вашему Wi-Fi. Для этого найдите IP-адрес, логин и пароль на наклейке в нижней части прибора. Затем в интернете зайдите на IP-адрес роутера, написав его в адресной строке браузера, и введите логин и пароль для входа. Теперь загляните в разделы «Подключённые устройства» или «Wi-Fi-клиенты», где будут перечислены девайсы, использующие ваше интернет-соединение. Ну а дальше дело техники: если в списке подключённых устройств нашли незнакомое, смело его отключайте.
Кроме неудобств от медленного интернета, подключение к вашему Wi-Fi и знание вашего IP-адреса может привести к тому, что посторонние лица смогут:
— совершить в интернете незаконные действия от вашего лица,
— получить пароли к личным кабинетам,
— узнать банковские данные,
— установить вредоносные программы на ваш компьютер,
— отключить сигнализацию или видеонаблюдение в доме.
Существуют советы, как предотвратить хищение трафика. Следуйте им:
— поменяйте пароль Wi-Fi в веб-сервисе,
— подберите сложную комбинацию букв, цифр и символов,
— снова подключите к Wi-Fi все устройства,
— проверьте, что лишние девайсы больше не отражаются в списке подключённых.
Как безопасно раздать Wi-Fi:
— в настройках роутера найдите раздел «Гостевая сеть»,
— создайте сеть для гостей, придумайте имя и пароль,
— укажите, с какой скоростью она будет работать,
— делитесь только паролем от гостевого Wi-Fi.
По информации сайта «Объясняем.рф»
подготовила Ольга ИГНАТОВА.