На днях ранним утром, получив предложение написать о волонтёрской деятельности, спросонья сразу согласилась. А потом задумалась… О чём писать, с чего начать?
Осознание и сплочение
Пожалуй, каждый из тех, кто с первых дней «заболел» помощью СВОим, столкнулся с некоторыми трудностями. Основная – разница в восприятии и оценке происходящего друзьями и знакомыми. Скажу за себя: если нельзя было всего этого избежать, то я со своей страной и нашими ребятами – до конца. Сразу оговорюсь, что из родных у меня там никого нет. Есть знакомые, малознакомые, знакомые знакомых и друзей. Просто СВОи.
Сейчас у нас в республике есть много волонтёрских групп, специальных фондов и объединений, которые помогают бойцам. Волонтёры чаще всего собирают посылки с одеждой, медикаментами, средствами реабилитации, техникой и инструментами. Отрадно, что большинство со временем поняли: в общем деле нужны взаимопомощь и взаимовыручка. Для бойцов плетут маскировочные сети, отливают окопные свечи, шьют антидроновые одеяла, изготавливают сухие души… Каждый из нас сегодня должен хоть немного, но приблизить тот день, когда наступит мир! Мы за спинами наших ребят, как за каменной стеной.
Команда, к которой примкнула я, – не фонд и не организация, это просто небольшая группа инициативных девушек и одного парня, который не раз и не два ездил и продолжает ездить до ребят с гуманитарным грузом. Нас было 10-12 человек, но дополнительную нагрузку во внерабочее время, в ущерб времени с семьёй и друзьями, выдюжили половина. Свой сбор девчонки начинали дома, а также в подвалах и гаражах. Теперь, благодаря Главе Коми, у нас есть небольшое удобное помещение (с окном и теплом!) в центре Сыктывкара.
С чего же всё начиналось
В начале специальной военной операции ежемесячно через волонтёров мы с семьёй отправляли коробку с вкусняшками для наших бойцов. Присматривалась. Примечала. Через некоторое время, познакомившись с делом поближе, узнала, что можно попробовать передать личную коробку. Кинула клич среди знакомых. Вот тогда получила очень неприятный щелчок по носу. Те, на чью помощь рассчитывала в первую очередь, в большинстве своём не услышали. Поддержали люди, обратиться к которым сначала даже не было в мыслях. Собрали. Отнесли. Ждала несколько месяцев обратную связь, когда же тепло из дома дойдет до молодого бойца. Это сейчас мне понятна вся «кухня» сборов гуманитарной помощи, логистика и прочие премудрости. Тогда же изводила себя мыслями: лишь бы не подвести людей, кто помог собрать посылку. И только получив «спасибо от адресата», решила стать поближе к девчатам-волонтёрам.
Будни волонтёра
И началось… Сбор. Сортировка. Упаковка. Погрузка. Отправка. Ожидание. По кругу… Сушу. Шью. Плету. Клянчу. Выкупаю. По кругу… Много раз хотелось плюнуть и сойти с дистанции. Была бы интровертом, пожалуй, так бы оно и стало. Но пока в строю. Изо дня в день, из месяца в месяц. Почти с закрытыми глазами разбираюсь в медикаментах (не во всех), знаю, в какую аптеку могу обратиться за помощью. Гвозди и саморезы, бензопилы и генераторы, мешки и укрывная плёнка… Даже могу отличить, какое масло подойдёт для генератора, а какое необходимо для пилы. Ищем, где подешевле, сравниваем, включаем все связи, используем ресурсы знакомых и малознакомых. А главное – удаётся познакомиться и пообщаться с массой замечательных людей, которые СВОих не бросают.
Наша команда работает по запросам ребят. Из рук в руки. Речь не идёт об обеспечении, речь идёт о поддержке. Простой поддержке, когда после боевого задания часто бывает не во что переодеться. У каждого направления и подразделения разные условия базирования. Везде ситуации разные. Сегодня есть всё, а завтра нет ничего… У кого-то есть возможность выехать в ближайший населённый пункт, чтобы купить или получить посылку, для кого-то это – роскошь. У большинства ребят огромной проблемой является отсутствие воды. Наверное, лишнее объяснять, что это значит.
Самое сложное в волонтёрской деятельности – не сбор средств или покупка снаряжения. Трудно бывает, когда не находишь понимания у отдельно взятых людей. Но радость перекрывает весь этот негатив, когда кто-нибудь из ребят выходит на связь и сообщает, что жив и получил нашу посылку. Больней же всего, когда не успеваешь помочь…
Как правило, обращаются ребята из Коми. По принципу сарафанного радио. По мере возможности стараемся помочь всем. И если в группе 10 ребят из нашей республики, а остальные пять из другого региона, никогда не делим на своих и чужих. Есть группа – помогаем группе. Носки, нательное бельё, резиновые сапоги или сланцы, средства личной гигиены – всем так всем. Изменились ли запросы от ребят? Немного. Сейчас всё чаще поступают запросы на дорогостоящую технику, используемую против дронов. Что касается отправок, теперь чаще всего отправляем попутно или транспортной компанией. Попутно не каждый возьмёт, да и отправка транспортной компанией тоже имеет свои нюансы. Это не только габариты, вес и стоимость отправки, основное – будет ли возможность у бойцов выйти и всё забрать, найдётся ли проверенный волонтёр в приграничье, который сможет доставить помощь ребятам.
В этом году нас радует бабье лето. Но дождливая осень скоро в полную силу вступит в свои права. В зону СВО сегодня можно отправить медицинские препараты (в первую очередь– противовирусные, обезболивающие, противошоковые и перевязочные средства), газовые горелки и баллоны к ним, дождевики, маскировочные сети и т.д. Всегда нужны влажные полотенца и средства личной гигиены, нательное бельё. Как уже было сказано выше, при отправке помощи главным образом ориентируемся на запросы самих бойцов. Список необходимого постоянно обновляется, и мы стараемся собрать побольше, положить что-то домашнее, вкусненькое, например, зеленецкую продукцию.
И напоследок. Пора осознать: мир изменился. Каждый из нас при желании может оказывать посильную помощь нашим защитникам. Не оставайтесь в стороне. Помогайте помогать!
Людмила МИХАЙЛОВА.
Фото автора.