Чутьё сыщика из Выльгорта

16 июля – День сотрудников органов внутренних дел Коми

Весной в Сыктывкаре побывали журналисты питерского филиала программы «Следствие вели…». Наталья и Владимир Мичурины встретились с ветеранами уголовного розыска из Коми, чтобы снять материал для будущих серий популярной передачи. В числе зубров милиции их заинтересовал Николай Трофимов из Выльгорта. И не удивительно, ведь наш земляк в период 80 — 90-х годов раскрывал самые резонансные преступления.

На службу в органы внутренних дел Николай Трофимов попал по комсомольской путёвке в далёком 1975-м. Вначале работал участковым, затем старшим инспектором уголовного розыска, а вскоре и возглавил его.  Очерки о нём вошли во второй том книги Анатолия Соловьёва «Сыщики земли зырянской», которая готовится к выпуску. А мы попросили бывшего оперативника поведать об одном из резонансных преступлений, произошедших летом 1991 года, в период распада СССР.

Охота на таксистов

– В окрестностях Выльгорта и Сыктывкара были обнаружено три мужских трупа с признаками насильственной смерти, – вспоминает Николай Михайлович. – Было установлено, что все они проживали в столице Коми и занимались частным извозом. Несчастные были задушены удавками или убиты ударами молотка.

И вдруг – новое происшествие. Жительница Выльгорта сообщила в дежурную часть ОВД, что её муж накануне уехал таксовать и домой не вернулся. На основании её заявления было заведено розыскное дело, создана оперативная группа, в которую вошли оперуполномоченный ОУР Николай Муравьёв, зональный оперуполномоченный Виталий Шахов и я как начальник отдела.

По селу поползли слухи о шайке молодчиков, убивающих таксистов. Местные водители стали более осмотрительными и кого попало уже не брали. И тут – новость. На месте бывшего лагеря «Тимуровец» неизвестные пытались расправиться с одним из водителей, по доброте душевной согласившись подвезти двух молодых людей. А уже подъехав к месту, увидел в зеркало, как один из них замахнулся на него молотком. Мужчина-спортсмен увернулся, выскочил из авто и скрылся в лесу. Опасные пассажиры тоже покинули салон автомобиля и, столкнув его в кювет, ретировались. Что ж, главное, что «таксист» остался жив.

Откуда авто?  

Оперативники уже настроились на долгие поиски, устанавливали и проверяли связи пропавшего, опрашивали соседей. Но тут – удача. В тот же день Трофимову от оперативного источника поступила информация: некто Опарин (фамилия фигурантов изменены), проживающий по улице Нагорной в Выльгорте, второй день возится на своём дворе с легковушкой. Сыщики знали этого человека, как и то, что у него никогда не было машины. Откуда же она? «Сдаётся мне, что он причастен к этим преступлениям. Надо бы взять его в разработку», – распорядился Трофимов.

 Проверили по госномерам неожиданно появившуюся у него машину. И каково же было удивление, когда выяснилось, что это автомобиль, принадлежащий… исчезнувшему накануне «таксисту». Во время допросов Опарин вначале юлил, но потом всё же признался: машину ему якобы продал Ломов с дружками.

–   Что ж, выйти на указанных лиц нам не составило труда. Ломову было немногим за 40, но он уже не раз бывал в местах не столько отдалённых. Как оказалось, с ним действовали братья Ивановы и один несовершеннолетний. Мы стали допрашивать криминальный квартет, но никто не спешил признаваться, говоря одно: «Машину мы нашли на дороге», – вспоминает Николай Михайлович.

«Хотели покататься»

На второй день допросов злоумышленников было обнаружено тело пропавшего таксиста. Его нашли в кювете по дороге из Выльгорта в Ёля-ты. Благодаря мастерству сыщика Трофимова, который смог найти подход к четвёрке, подельники «поплыли», стали путаться в показаниях. Спустя несколько дней поняли, что отпираться бессмысленно, и сознались: жестокая расправа над таксистами – на их совести.

Оперативниками была установлена картина всех четырёх злодеяний. Как правило, двое из четвёрки голосовали на центральных и других улицах Сыктывкара. Затем садились в остановившуюся машину и просили водителя подвезти куда-либо (в двух случаях – до бывшего пионерлагеря «Тимуровец»). В какой-то момент подельники попросили водителя остановиться. Пассажир, что был сзади, накидывал на шею шофёра удавку, а сидевший рядом ударял молотком. После чего они избавлялись от тела, выбрасывая его в кювет либо закапывая в окрестностях Выльгорта или Сыктывкара (один из трупов нашли в районе ЖЗБИ). Машины убитых брали просто покататься, ради забавы. И только последнюю решили продать – она-то и стала финальным звеном в этой преступной цепочке.

Старшего Ломова приговорили к высшей мере наказания (расстрелу), остальные получили длительные сроки заключения.

Елена МУЗЫКАНТ.

Фото из архива Н. Трофимова.