«Осторожность – лучший ориентир»

Не так давно нашу редакцию посетил необычный гость — житель Сыктывдина, участник специальной военной операции, приехавший на побывку к родным. Что ж, мы не могли упустить шанс пообщаться с земляком, выполняющим особую миссию, и расспросить, как там служится.

Учёба и первые дни службы

Летом 2023 года Игорь решил отправиться в зону СВО добровольцем, заранее договорившись со знакомыми. Прибыл в военкомат, написал заявление о готовности заключить контракт. Его направили на учёбу по определённому профилю.

– До этого я, как, наверное, многие, имел военно-учётную специальность «водитель автомобиля», а здесь приобрёл техническую. Учился около месяца. Потом мы с сыктывкарскими ребятами по своей инициативе прошли ещё одни курсы в Москве, уже более углублённые, – рассказывает наш гость. – После этого попали в ВДВ, а оттуда через два дня – снова на учёбу.

Во время подготовки были моменты, приближённые к боевым условиям. И с парашютом прыгали, и от гранат приходилось уворачиваться. «Конечно, я понимал, что это учёба, а там, на переднем крае, всё может быть по-другому. И всё-таки определённый алгоритм действий во время занятий вырабатывается, их польза очевидна.

Цена покоя – служба коллег

В командировку с ребятами уехал в конце декабря. Место дислокации, по понятным причинам, называть нельзя. Игорь признаётся, что было непривычно, когда в Коми сугробы по колено, а тут температура до плюс десяти и трава зелёная.

Обстановка боевая, но подразделение не на переднем крае. Технические специалисты зачастую обособлены. Бывало, что от блиндажа до линии боевого соприкосновения около 10 километров, и прилёты, безусловно, случались.

– Мы всегда работали с оглядкой на то, что цена нашего относительного спокойствия – качественная служба тех людей, кто не вылезает из окопов, кто ежеминутно рискует на переднем крае. И делали всё, от нас зависящее, чтобы уберечь этих людей. Там любая ошибка может стоить прилёта ракеты или снаряда, – уточняет Игорь. – Ну и сами лишний раз не рисковали: расслабляться нельзя, в открытую бегать по местности нельзя. Насыщенность воздушного пространства дронами очень высокая. Это, как карусель: один беспилотник разрядился, противник другой запускает, и они меняются прямо в воздухе. Так что осторожность – лучший и главный ориентир.

Периодически, по словам Игоря, они с коллегами «слушали воздух». Шум мотора в небе – серьёзнейший повод насторожиться. «Когда летит дрон, его зачастую слышно. А какой именно – вопрос. Вот наша «Герань», — говорит он, — звучит характерно, недаром её в народе прозвали «мопедом».

Угрозы из лесополосы и от местных

На вопрос, как проводили минуты отдыха, Игорь признаётся: когда была возможность, смотрел новости о Республике Коми, читал книги. Порой выбирался в соседний населённый пункт, в магазин, чтобы купить продукты, которые не входили в набор.

Но и тут нужны максимальная осторожность и внимание. В лесопосадке, по его словам, запросто можно наткнуться на боеприпасы. Один раз обнаружили трофейный гранатомёт польского производства, другой – гранату.

– Ещё мы жили с установкой, что доверять нельзя никому, в том числе и мирному населению, – делится собеседник. – В одном населённом пункте наши ребята остановились, чтобы проветрить машину, и случайно пролили в кабине чуть-чуть бензина. К ним подошла бабулька и что-то стала расспрашивать. Они, понятно, с ней не стали общаться. А как та ушла, сразу появилась другая женщина и предупредила: «Вы с ней не разговаривайте, она сразу всё «строчит» на ту сторону».

Если говорить про обеспечение их подразделения, по словам Игоря, с этим проблем нет. Положенное обмундирование им выдали, причём, размер в размер (речь о бронезащите и других необходимых вещах). А то, что бойцам надо было чисто под себя, они докупали. Это уже по части личных предпочтений. Например, кто-то приобретал другой шлем вместо имеющегося, кто-то – военный «плитник» вместо штатного бронежилета. А Игорь ещё и наклеил на форму шеврон с логотипом Республики Коми – маленький подарок выльгортских волонтёров перед его отъездом в зону СВО в 2023 году.

Тёплые вещи тоже с собой прихватили, ведь в блиндаже было довольно холодно, особенно в январе-феврале. Первое подземное сооружение, доставшееся от ранее находившегося там подразделения, осыпалось и продувалось. А позднее, при смене дислокации, бойцы уже окопались сами – построили добротный блиндаж без сквозняков.

Специфика климата отразилась на здоровье нашего земляка. Он переболел пневмонией и проходил лечение в госпитале. Там познакомился с парнем из Новосибирска, с которым подружился и до сих пор находится на связи. Товарищи поддерживают друг друга.

Сигналил каждый второй автомобиль

Игорь отмечает, что время в командировке идёт быстрее, чем в мирной жизни. Нередко работали круглосуточно, так что казалось: только вчера был понедельник, а сегодня – щёлк – уже пятница, щёлк – уже месяц миновал. Так и подошло время возвращаться домой.

– До части добирались на КамАЗе, в бронекапсуле. Некоторые парни сидели у самого борта кузова – наслаждались нагоняемым ветерком, ведь температура плюс 30 и бронекапсула – вещи несовместимые. Ребятам сигналила каждая вторая проезжающая машина. По мере удаления от Ростова приветствовали уже не так часто. По приезде в часть разгрузились, чуть передохнули — и по домам, – продолжает гость.

– Трудно сразу переключаться к жизни в мирных условиях? – интересуемся мы.

– Не совсем, но в голове был определённый «сюрреализм» от происходящего, ведь ещё пару дней назад мы были «за лентой», а тут – полное спокойствие и определённая безмятежность. Но это только моё восприятие. У других, может быть, всё по-другому. Тут двумя словами не ограничишься, – рассуждает Игорь. – Во время отпуска у нас параллельно бывает и отдых, и подготовка к новому заезду в зону СВО. Пока не знаем, куда попадём. Может так случиться, что получим базовый комплект оборудования, и нас перебросят в условно говоря «чистое поле». У меня – свой блок подготовки, у моих ребят – свой.

Далеко загадывать Игорь не стал, но поделился, что по окончании командировки хотел бы вернуться к мирной специальности.

Беседовала Елена МУЗЫКАНТ.

Фото автора.