«Мёртвая» железная дорога под Выльгортом

30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий, который был учреждён после распада СССР. Эта печальная дата посвящена событиям, которые невозможно вычеркнуть из истории страны, потому что касаются они многих российских семей. Тысячи людей вынуждены были провести лучшие годы в лагерях или были расстреляны по политическим мотивам. Немало граждан оказались на принудительном лечении в психиатрических больницах, были поражены в правах.

Пинюг – Сыктывкар

Сейчас уже мало кто помнит, а молодые поколения и вовсе не слышали про то, что почти 100 лет назад от вятских земель в сторону Сыктывкара навстречу друг другу строили железную дорогу, дабы связать большую землю со столицей нашей республики. Если бы строительство дороги было завершено и мега-проект реализован, возможно, экономика региона развивалась бы иначе.

В 20-е годы прошлого века строительство железной дороги Пинюг (Кировская область) – Сыктывкар как части магистрали Москва – Ухта, было включено в пятилетний план. В августе 1929 года начались работы, на которые, по архивным сведениям, было отпущено 800 тыс. рублей. На эти средства проводились организационные мероприятия, а также были начаты земляные работы на 30-километровом участке усть-сысольского направления. Зимой 1929-1930 годов предполагалось закончить проектные работы на всём протяжении строящейся дороги, а уже летом развернуть строительство в полном масштабе. Протяжённость полотна составляла в проекте 260 километров. 1 октября 1932 года должна была начаться эксплуатация дороги.

Рабочая сила – политзаключённые

С 1930 года строительство дороги велось в основном силами заключённых.  В двух километрах от станции Пинюг был построен лагерь для рабочих с шестью большими бараками, а также установлены брезентовые палатки.  Лагерный пункт занимал довольно большую площадь, был обнесён проволочным ограждением и вышками с охранниками.

Заключённые, среди которых было много политических, корчевали деревья и рубили просеки, возводили насыпные сооружения, строили мосты через множество рек и речушек. Остро не хватало стройматериалов. К осени 1930 года было прорублено 80 километров просеки на территории Пинюга и 70 километров усть-сысольского направления, проложено 46 километров железнодорожного полотна.  По этим отрезкам ходил паровоз, испытывая качество дороги и мостов.

По разным причинам проект строительства железнодорожной ветки Усть-Сысольск – Пинюг был окончательно заброшен к 1937 году. Сами же работы остановлены ещё за четыре года до этого. Строительство признали технически необоснованным, в СССР появилась «мёртвая железная дорога». Остатки её сегодня можно увидеть возле посёлка Пинюг, а также в лесах и болотах недалеко от Выльгорта.  Один из фрагментов насыпи есть даже в Сыктывкаре.

Чтобы больше не повторилось

Отрадно, что изучать историю послереволюционного развития нашей республики, историю репрессий 30-40 годов прошлого века взялись молодые сыктывкарские краеведы.  Андрей Мяндин и Анна Хайрова делятся своими наработками по истории железной дороги Пинюг – Сыктывкар. В своей работе авторы опираются на документы из архивов и музеев. Андрей Мяндин согласился ответить на вопросы «Нашей жизни» и поделиться деталями истории о строительстве легендарной железной дороги, которые ему удалось найти в недрах архивов и воспоминаниях современников проекта.

Андрей, почему вас заинтересовала эта тема?

–  Во время одной из экскурсий общества «Пешком по Усть-Сысольску» в конце 2021 года я услышал от историков о недостроенной железной дороге Пинюг – Усть-Сысольск. Меня удивило, что посреди Сыктывкара проходила насыпь, стояли мосты, был лагерный пункт на месте нынешнего торгового центра «Рублик». Также поразило, что всего этого я не знал. Поэтому взялся за исследования.

По вашему мнению, какие задачи молодая Советская власть хотела решить со строительством и запуском дороги  Пинюг – Усть-Сысольск?

– В начале 20 века Коми край рассматривался как перспективный лесопромышленный и нефтедобывающий регион. Молодой советской республике нужны были качественная древесина на экспорт в страны Европы и ухтинская нефть для развития промышленности.

Возле каких населённых пунктов Сыктывдинского района должна была пройти железная дорога?

–  Проект железной дороги предусматривал несколько станций, от которых шли ответвления на разные населённые пункты Коми края и Кировской области. В Сыктывдинском районе предусматривалось только село Выльгорт – рядом с ним проходила бы железнодорожная ветка.  Ещё в проекте была станция «Бадья» – от неё до Лэзыма шла бы грунтовая дорога. Большая часть линии строилась в лесах и на болотах, по наиболее прямому пути до станции Пинюг.

 

Что вас тронуло во время изучения вопроса, проведения исследовательских работ, выездных экспедиций?

– Меня удивило, что за один век дорога успела почти исчезнуть из народной памяти – ведь это был грандиозный объект, можно сказать, эпохальная стройка для нашего края!  В 1931 году на строительстве работало более 18 тыс. человек: как наёмных, так и узников северных лагерей. Вокруг железной дороги было много легенд, которые люди часто считают выдумкой, но некоторые истории мы смогли подтвердить, подняв архивы. Например, чтобы забивать в землю сваи, применяли огромное беличье колесо, в котором ходило предположительно около десяти человек. Об этом говорится в документе Национального архива РК – протоколе совещания 1931 года по постройке моста через реку Лузу. Во время экспедиций мы собственными глазами увидели, что спустя 100 лет сохранились элементы и основания мостов, которые были возведены в окрестностях выльгортского местечка Тыла-Ю. А разочаровало то, что больше половины архивных дел по строительству моста было утеряно в 1937 году, когда они долго лежали в УстьВымЛаге почти на улице. Да и не все дошедшие до наших дней документы Национальный архив может выдать – некоторые чуть ли не рассыпаются в руках.

–  Кроме вас, кто ещё занимался изучением этого вопроса, исследовательскими работами?

– Не знаю, кто был самым первым исследователем, но из тех, кто публиковался и серьёзно подошёл к поискам, могу отметить бывшего директора Подосиновского музея Кировской области Анатолия Николаевича Пластинина. Начиная с 1988 года, он с единомышленниками изучил примерно 80 километров дороги от станции Пинюг. Очень важны для нашего проекта и работы коми исследователей Михаила Борисовича Рогачёва и Николая Алексеевича Морозова, которые внесли огромный вклад в исследования истории государственного террора вообще и историю железной дороги Пинюг – Усть-Сысольск, в частности. Когда проект только начинался, очень помогли комментарии и советы коллег из проекта «Пешком по Усть-Сысольску». Они же подсказали, с чего начать поиски источников по теме.

– Если бы тогда дорога была построена, что бы это дало нашей республике, Северу в целом, экономике страны?

– Сложно сказать. Наверное, Сыктывкар развивался бы гораздо быстрее: в городе массовая застройка началась только в 1960-е годы, когда стало возможным завозить стройматериалы по рельсам. Да и бумажный комбинат (СЛПК – прим. автора) по тем же причинам мог бы появиться раньше.

 – Сегодня есть необходимость в подобной дороге?

– Не думаю. Сегодня схожие функции выполняет автомобильная трасса на Киров, а железнодорожная ветка до Микуня и так есть.

–  По вашему мнению, почему нужно помнить и изучать историю репрессий 30-40 годов?

– Прошлое не изменить, от этого не спрятаться ни за какими запретами, пропагандой, отрицаниями и ложью. Важно жить и сохранять память обо всех событиях и их участниках, чтобы репрессии не повторялись.

 

Василий КАНЕВ.

Фото из открытых источников и личного архива А. Мяндина.