Кавалер Георгиевских крестов: продолжаем делиться докладами с «Налимовских чтений»

Не так давно газета рассказала о том, как в Выльгортской школе № 2 проходила Первая республиканская научно-практическая конференция «Налимовские чтения», посвящённая 145-летию со дня рождения коми этнографа Василия Петровича Налимова.

Сегодня знакомим наших читателей с выступлением ещё одной участницы конференции – учащейся 6 «а» класса школы № 2 райцентра Богданы Савиной. Выступая в секции «Краеведение», девочка рассказала о своём прапрадеде, участнике Русско-японской и Первой мировой войн Матвее Филиппове (руководитель – учитель русского языка и литературы Вера Кетова). Приводим её исследование в сокращении.

Мужество, героизм и потери

Все мы связаны с Россией, потому что тут родились и выросли. Наши корни уходят глубоко в историю, и непременно каждый из нас должен знать своих родственников. Родители рассказывают детям о судьбе отцов и матерей, братьев и сестёр. А молодые, сохранив эту память, должны передать её следующему поколению.

110 лет назад Первая мировая война ворвалась в мирную жизнь. Фронт, окопы, огонь, кровь… Радость побед и горечь поражений. Мужество и героизм, жертвы и потери. Близость победы и чудовищной катастрофы… И финал всего этого был почти полностью предан забвению на многие десятилетия.

В течение долгих лет не было принято гордиться людьми, участвовавшими в той жестокой войне.

Они не ходили на парады и встречи со школьниками. Они не носили Георгиевских крестов, заслуженных пролитой кровью. Их фотографии не печатались в газетах. В лучшем случае они хранились в шкафах или на чердаках, а в худшем – просто сжигались. Особенно, если на фотографии были изображены офицеры – ведь такие снимки являлись уликами и сулили их владельцам незавидную участь. Поэтому сегодня сохранилось очень мало снимков участников Первой мировой войны.

Военная закалка

К сожалению, мы не всех помним и не всех знаем. Но старшее поколение в нашей семье не забыто. Я узнаю о нём из рассказов родственников и со старых фотографий. Мои предки принимали непосредственное участие в великих событиях двадцатого века. А один из них, Матвей Петрович Филиппов, был настоящим героем Первой мировой, кавалером двух Георгиевских крестов.

Родился Матвей Петрович в деревне Мошъюга Мезенского уезда Архангельской губернии 5 августа 1872 года в семье Петра Евстратьевича и Марии Софроновны. У них было шестеро детей. Матвей был четвёртым сыном. Хозяин дома слыл грамотным человеком, но, несмотря на это, из всех детей только Матвей умел читать и писать.

В возрасте 21 года молодой человек был призван в армию. Попал в Архангелогородский резервный пехотный батальон. Пройдя обучение, получил звание унтер-офицера.  Затем были три года и восемь месяцев службы.  После демобилизации в апреле 1898 года мой прапрадед женился, и спустя два года у молодых супругов родилась дочь, которую назвали Агнией (моя прабабушка).  А в 1902 году появилась на свет Клавдия.

Поражение

В 1904 году началась Русско-японская война.  И Матвей Петрович снова встал на защиту Родины. Военная кампания 1904-1905 годов была одной из самых неудачных в истории России. Несмотря на мужество и героизм солдат и моряков, наши армия и флот терпели одно поражение за другим. В результате война была проиграна. Могилы русских воинов остались далеко от России, в Маньчжурии, на дне Японского и Жёлтого морей. Но моему родственнику посчастливилось вернуться домой без единого ранения и даже с Георгиевским крестом. Жизнь стала налаживаться. В семье один за другим родились Гликерия, Егор и Агриппина.

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Матвею Петровичу было уже за сорок, но его призвали в ополчение, в 15-ю пешую Архангельскую дружину.

Достал сведения о противнике

О том, как мой прапрадед воевал в Первую мировую, можно судить из книги С. Б. Патрикеева «Сводные списки кавалеров Георгиевского Креста 1 степени».  На 586-й странице описан его боевой подвиг, за который Матвей Филиппов был награждён вторым Георгиевским крестом: «…старший унтер-офицер за то, что, выступив в ночь с 14-го на 15-е мая 1915 года по собственной охоте во главе партии разведчиков, путём снятия с поста австрийского часового, с явной личной опасностью, добыл и доставил весьма ценные, оправдавшиеся впоследствии сведения о противнике».  Георгиевский крест считался самой почётной солдатской наградой в Русской армии в годы Первой мировой войны.

Пока не удалось установить, когда Матвей был демобилизован. Но известно, что в 1916 году в его семье родилась Мария, а спустя три года на свет появился Иван. Вернувшись с фронта, многодетный отец работал лесничим.

Без единой царапины

Конечно, две войны наложили отпечаток на характер Матвея Петровича. И хотя он имел суровый нрав, в деревне пользовался авторитетом. Сам себе дал кличку Лёк Матвей (плохой Матвей). Как бы оправдывая прозвище, продал свои Георгиевские кресты, сказав при этом: «Сам заработал, сам и пропью».

Когда началась Октябрьская революция 1917 года, он ушёл в лес, чтобы не встать на сторону белогвардейцев (зная его военное прошлое, его сразу же призвали бы на службу).

По отзывам детей Матвея Петровича, их отец был храбрым воином, первым шёл в штыковую атаку, не зная страха. Таким его запомнили и односельчане.

Мой героический родственник прошёл две войны. Воспитал семерых детей. К сожалению, двое его сыновей погибли в Великую Отечественную. Ну а пятеро дочерей прожили долгую жизнь.

Подготовила Ирина РОМАНОВА.

Фото предоставлены Богданой Савиной.